Надписи и рисунки на стенах стали городским бедствием еще в конце прошлого века

И жить торопятся, и чувствовать спешат

Надписи и рисунки на стенах стали городским бедствием еще в конце прошлого века...

Надписи и рисунки на стенах стали городским бедствием еще в конце прошлого века. Нынче «автографы» видны повсюду: на зданиях, остановках общественного транспорта, заборах и даже просто на асфальте под окнами жилых домов. Иногда на полдвора пишут, видимо, от избытка чувств что–нибудь вроде «Маша, я тебя люблю». И ладно бы мелками, которые смываются дождем и снегом. Но нет, почему–то непременно нужно нагадить на асфальте стойкой краской, которая въедается на долгие годы. Минский пенсионер Анатолий Леонтьевич устал от таких сюрпризов: «Едешь в совершенно новом троллейбусе, а стекла уже исцарапаны и исписаны!» Читатель и поставил перед «СБ» вопрос: кто и как в ответе за вандализм?

Пресс–офицер Октябрьского РУВД Леонид Ушенин говорит, что сделать что–то уже после того, как хулиганов след простыл, очень трудно. Но наказать их могут помочь просто прохожие. Так случилось и несколько месяцев назад, когда милиция приехала по просьбе человека, заметившего, как кто–то разрисовывает забор по улице Германовской. «Писаку» поймали буквально за руку, а в его рюкзаке нашли несколько баллонов с краской и фотоаппарат с целой коллекцией фотографий рисунков и надписей на стенах, сделанных в разных местах Минска. Увы, доказать авторство этих художеств так и не удалось. Молодой человек стоял на том, что он здесь ни при чем, мол, просто снимал чужие работы. В итоге отделался довольно легко — тремя миллионами штрафа. Впрочем, за то, что при задержании пытался скрыться, а потом грубил представителям закона и вел себя чересчур вызывающе, получил еще сутки ареста. Но все могло закончиться гораздо печальнее: если бы было доказано, что размер причиненного ущерба значительный, пареньку грозило бы уголовное дело и лишение свободы до двух лет. Остается надеяться, что теперь он направит свою энергию в нужное русло, к примеру, приняв участие в специальных фестивалях граффити, которые стали проходить у нас. Допустим, в ноябре прошлого года гомельские активисты БРСМ расписали бетонный забор автомастерской на окраине Новобелицы, а в Партизанском районе Минска коммунальники официально предложили граффитчикам поработать над некоторыми дворами...


Леонид Ушенин обращает внимание еще на один важный момент. Рисуют–пишут, конечно, постоянно, но одно дело надпись на заборе где–нибудь на окраине, где даже собственника имущества найти бывает трудно. Такое сходит с рук, ведь заявление в милицию никто не напишет. И другое дело измалеванная стена предприятия. Тогда нередко подают жалобы. Случается, уличных «художников» ловят прямо во время их занятия. Не так давно приятелей 16 и 17 лет от роду наряд милиции застал за разрисовкой роллета в переходе на пересечении улицы Богдановича и проспекта Машерова. Мальчишек доставили в Центральное РУВД, а на следующий день они снова стояли в этом же переходе, вооружившись тряпками и моющим средством, — оттирали плоды своих стараний. Даже мама одного из пачкунов призналась, что эта трудотерапия пойдет сыну на пользу.


Интересно, что неуместные надписи — дело рук не только совсем молодых ребят. Скажем, стены и асфальт рядом с роддомами все время приходится закрашивать и очищать от благодарных слов счастливых отцов типа «Спасибо за сына!». Светлана Нагибович, заместитель директора по акушерству и гинекологии РНПЦ «Мать и дитя», признает, что шариками на деревьях, окнах и дверях дело не обходится. Периодически находится «художник»...


— Если вы хотите выразить чувства, — настоятельно советует Светлана Юрьевна, — есть более культурные методы. А эмоции выражайте, встречая маму с ребеночком из роддома.


Ведь мало того что портится вид учреждения, так еще медикам приходится восстанавливать чистоту за счет больничных средств. В центре рождаются более 4 тысяч малышей в год, что же будет, если каждый папа захочет выделиться? Хотя целью найти виновных в «Мать и дитя» пока не задавались. И без того работы невпроворот. Да и праздник молодым родителям портить не хочется. Главврач клинического родильного дома Минской области Петр Мосько подтверждает: и у них разнообразные «спасибо» и «я тебя люблю» появляются на стенах. «Но не в тюрьму же сдавать счастливого отца?» — шутит Петр Леонидович. Пока персонал больницы ограничивался предупреждениями. Когда вычисляли хулиганов, беседовали с пациентками, просили, чтобы те урезонили мужей. А вот в Гродненском областном клиническом перинатальном центре даже таблички по территории расставили с предупреждениями: «За повреждение имущества штраф до 50 базовых». Да только счастливых отцов и это не останавливает. Один «художник» совсем зарвался: его благодарности заняли 40 метров на одной стене и еще 10 метров на другой. Терпению медиков пришел конец — они обратились в милицию...


Когда этот факт был обнародован, на интернет–форумах начали высказывать довольно интересные идеи. Например, если отцы иначе порадовать мам своих детей не в состоянии, почему бы не установить специальные щиты, где можно было бы, пусть даже платно, писать благодарности? А вырученные средства пустить на нужды больницы или социальную рекламу. Между тем сами мамы призывают изливать свою любовь не словами, а делом. «Поменяйте ночью малышу памперс, приготовьте обед или постирайте хоть иногда пеленки», — советует одна.


Кстати


За прошлый год только в Минске несанкционированные надписи были обнаружены более чем на 4 тысячах жилых зданий и сооружений во дворах. В общей сложности пришлось закрасить почти 26 тысяч кв. метров, а это более 245 млн. рублей ущерба! Самые многострадальные — Московский и Октябрьский районы: сумма, потраченная на восстановление стен, превышает 70 млн. рублей. Районные ЖРЭО теперь проводят с жильцами собрания, предлагая установить системы видеонаблюдения.


Советская Белоруссия №11 (24394). Вторник, 21 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter