"И я попал в кинокамеру!..."

Путь в актеры мне не светит. Внешность обычная, пластика так себе. О «голливудской» улыбке и «стальных» мускулах скромно умолчу. Словом, не Рембо и не Джеймс Бонд. Но всегда так хотелось оказаться по ту сторону киноэкрана. Что делать?

Путь в актеры мне не светит. Внешность обычная, пластика так себе. О «голливудской» улыбке и «стальных» мускулах скромно умолчу. Словом, не Рембо и не Джеймс Бонд. Но всегда так хотелось оказаться по ту сторону киноэкрана. Что делать?

— Для вас выход – съемки в массовых сценах, — подсказали мне на киностудии «Беларусьфильм». — Как раз сейчас россияне снимают у нас сериал «Суд». Согласны играть роль зрителя на судебном процессе?

В 10.00 я на съемочной площадке.

Солдат спит —служба идет…

— Внимание, тишина! Мотор!

После этих слов режиссера Андрея Кавуна мы с соседом попадаем на «мушку» кинокамеры и начинаем активно беседовать. Вполголоса бубнит и весь зал судебного заседания. Вдруг хлопает дверь. Появляется энергичный молодой человек с папками под мышкой – адвокат.

— Стоп! Опять все не так! — выбегает на площадку режиссер. Он не на шутку раздражен. — Господа, я же объяснял: как только адвокат входит в зал, замолкаем и поворачиваемся в его сторону, провожаем взглядом. Извольте вести себя, как написано в сценарии.

Следующие два дубля рушат мое представление о том, что игра в массовке – работа для лентяя. Здесь нужна особая дисциплина и терпение. Наконец эпизод записан. Теперь просто наблюдаем житейскую драму. Адвокат Константин Шпагин встал на защиту калеки — участника афганской войны. Выясняется, что попрошайничал тот не по своей воле, а по принуждению «крутых» парней. Дело распутано, и тут угроза нависает над самим адвокатом…

Словом, сюжет незауряден и динамичен. Но как непривычно долго тянутся минуты на съемочной площадке. Пять, десять, двенадцать дублей одного и того же разговора. Зрителю невдомек, что на съемку одной пятиминутной сцены уходит целый день. Только в кино все смотрится гладко и быстро.

Можно подумать, работа в массовке непыльная. Но правило «солдат спит – служба идет» действует не всегда. Иногда приходится «вкалывать» больше настоящих актеров. От девушки Виктории узнаю, что недавно молодых людей приглашали в массовку на фильм режиссера Дмитрия Астрахана «На свете живут добрые и хорошие люди». Пришлось ночью часов десять бегать за городом по колени в снегу, ловить сбежавших из тюрьмы зэков. Кстати, в съемке той сцены приняло участие более 500 человек.

Актер или часть толпы?

Смотрю на участников массовки (их в зале суда около сорока) и думаю: наверное, многие из этих людей хотели бы стать известными актерами. Возможно, сегодняшние съемки – шанс для кого-то попасться на глаза режиссеру и сделать карьеру. Не это ли желание тянет людей на съемочную площадку? Пользуюсь перерывом и задаю такой вопрос молодому человеку в форме милиционера.

— Для меня массовка не больше чем хобби, — говорит Виктор Карпович. – Я аспирант Института экономики НАН Беларуси, хочу стать ученым. А кино – забава для души. Сегодня ты милиционер, завтра носишь робу заключенного, послезавтра делаешь вид, будто прожигаешь жизнь за столиком в баре. Люблю разнообразие.

Для пенсионерки Зинаиды Попко съемки в кино – шанс увидеть вживую известных актеров и режиссеров. Ведь только здесь можно подсмотреть, как и что едят в перерывах Владимир Гостюхин или Олег Янковский. Как отдыхает, возлежа на кресле, Дмитрий Астрахан, как спорят и нервничают звезды первой величины.

Кстати, о звездах. Вот и они. В роли адвоката — российский актер театра и кино Александр Голубев (киноманы знают его по ролям в фильмах «Курсанты», «Охота на пиранью», «Бумер-2»).

— Считаю, что участие в массовке – неудачный старт для будущего актера, — говорит он. – Что за интерес играть роль серого пятна на дальнем плане? Кто мечтает стать актером – им прямая дорога в театральные училища. Я, например, закончил ВГИК. Четыре года ходил на курсы Виталия Соломина. Только потом меня стали замечать и приглашать на роли в кино.

— А мне обидно, что этих людей называют так грубо – массовка. Правильно и уважительно говорить – статисты, или актеры второго плана. Без них не получится ни один фильм, — замечает в беседе режиссер Андрей Кавун. — Некоторые из них могли бы запросто получить роль. На съемках фильма «Вокзал» в 2003 году мне приглянулась в толпе одна бабушка. Дал ей роль – прекрасно справилась. А бывает и так: актер второго плана вдруг утверждается на главную роль. Вспомните хотя бы казака Гришку Мелехова в «Тихом Доне». Петр Глебов, который его сыграл, был приглашен в массовку как безымянный офицер. Но режиссер Герасимов внимательно пригляделся к Глебову и воплотил в нем героя шолоховского романа.

«Хоронили» меня раз двадцать…»

13.00. Обед. Съемочную группу и актеров кормят в отдельном павильоне. Массовка питается сама по себе. Студенты покупают в ближайших магазинах булочки или устраивают организму разгрузочный день. Я тем временем спешу к бригадиру массовки Елене Рудневой. Она показывает картотеку актеров второго плана. Более трех тысяч «личных дел» с фотографиями. А в целом банк данных киностудии с 2000 года насчитывает 15—16 тысяч статистов, которые участвовали в съемках кино, рекламы и видеоклипов. Есть в базе и профессиональные актеры с неудавшейся карьерой. Но больше всего студентов и пенсионеров. Первые идут в кино в основном ради денег, вторые – ради общения.

Одному из самых заядлых «массовщиков» Виктору Дроздову 70 лет. В массовых сценах и эпизодах на «Беларусьфильме» он снимается с 1984 года. Пристрастие к кино и театру объясняет просто: с детства мечтал стать актером, но пошел в летчики – удалась армейская карьера. А страсть к театру и кино не забылась. На пенсии работал пожарным в театрах: оперном, музыкальном, юного зрителя, одновременно снимался. Накопил пару сотен автографов знаменитостей. В особом почете среди них росчерки Фаины Раневской (с ней у Дроздова были приятельские отношения), Марианны Вертинской, Армена Джигарханяна, Владимира Этуша и других.

Многие актеры считают дурной приметой играть роль покойника. Но Виктор Харитонович от суеверий далек и только посмеивается. Последние годы его носили в гробу в трех фильмах (а это, по меньшей мере, двадцать дублей. Каково?).

— В таких ролях ничего плохого не вижу, — говорит Виктор Харитонович. – Главное для меня – быть полезным людям. Одному на пенсии скучновато, а там, где кино, меня ждут давние товарищи.

На съемочной площадке встречаются не только друзья, но и судьбы. Елена Руднева рассказала, как однажды для фильма понадобились люди маленького роста – лилипуты. Так и нашли друг друга парень с девушкой. Говорят, с тех пор они живут вместе.

«Хочу быть как Андрей Миронов!»

Больше всего шансов пойти по актерской стезе у детей. Многие мамы намеренно приводят своих малышей на киностудию в надежде раскрыть талант. Пару лет назад так поступила минчанка Галина Гайдучик. Ее шестилетний сын Жора «засветился» на дальнем плане в «Анастасии Слуцкой», «Каменской», а после светловолосый паренек понравился режиссеру Ренате Грицковой, и та предложила ему одну из главных ролей в фильме «Маленькие беглецы». Сегодня четвероклассник 56-й гимназии Минска нарасхват на эпизодические роли в театре юного зрителя, в современном художественном театре. Недавно Жора сыграл роль сына героя Кукушкина в сериале «Каменская-4». Мальчуган не скрывает: хочет стать известным комедийным актером. Таким, как Жерар Депардье или Андрей Миронов.

А некоторые дети снимаются в кино и вовсе с пеленок. На таких сегодня повышенный спрос. Недавно, например, на съемки фильма «Супермаркет» двойняшек везли чуть ли не из роддома.

…Съемочный день длился 12 часов. За это время записано 7—8 минут чистого кино. Скромный гонорар в 15 тысяч подтверждает мою догадку: большинство людей приходят в массовку не ради денег. Осенью сериал «Суд» покажут по телевидению. Его увидят миллионы людей. Они будут переживать, радоваться и грустить вместе с героями картины. И тут уже не важно, сколько раз ты попал в кинокамеру. Главное, ты причастен к большому делу. Пожалуй, это самое приятное для актеров второго плана.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter