Поколение потребителей ведет мир к идеологии бездетности?

И все-таки третий — не лишний

Определить их точное количество не могут ни в одной стране. Поскольку перепись населения фиксирует абсолютно всех бездетных, и вольных, и невольных, а официальное количество бесплодных пар вовсе не пропорционально числу сознательных сторонников движения чайлдфри, что в переводе с английского означает “свободные от детей”.



Для подавляющего большинства белорусов этот термин звучит дико, абсурдно. Для нас иметь ребенка, желать его родить так же естественно, как испытывать потребность в воздухе, воде, еде. Однако “свободные от детей” из США и Западной Европы с каждым годом все громче заявляют о своей четкой жизненной позиции: продолжение рода — вовсе не обязательное условие существования человека на Земле.

Они активно создают сообщества в соцсетях, пропагандируют идеи “жизни ради воплощения честолюбивой мечты”, рьяно отстаивают свое мнение и постепенно проникают в широкие массы. Звезды шоу-бизнеса, политики, так называемые светские львицы. Да и в качестве главных героев американских сериалов теперь все чаще появляются они — мужчины и женщины “за сорок”, до дрожи влюбленные в свою карьеру и начисто отрицающие простые радости родительства. Что поразительно: среди них вообще нет малообеспеченных, неудачливых или психически нездоровых личностей. Каждый прекрасно отдает себе отчет в том, что делает, и находит этому рациональное объяснение.

— Я женщина, у которой нет детей и которая никогда не будет сидеть на месте. Мне нравятся малыши, но в течение недолгого времени. Сначала я думаю, что они приятные, милые и смешные, а затем у меня начинает болеть голова, — из признаний Ким Кэттрол, актрисы, сыгравшей Саманту в культовом сериале “Секс в большом городе”.

— Я не хочу не иметь детей в 60 лет. Но сейчас я не понимаю, зачем они мне, — говорит 34-летняя Ксения Собчак. — У меня большое противоречие между биологической необходимостью и тем, что мне нравится моя жизнь сегодня. Я боюсь, что с детьми все очень изменится. Я не понимаю, зачем мне эти изменения. Когда людям становится скучно, когда они испытывают потребность в большей любви и нежности, они хотят детей. Меня все устраивает.

Психологи называют разные причины, почему люди исповедуют философию чайлдфри. В частности, на кого-то могло повлиять трудное детство.

— Моя маман всю жизнь пилит меня: “Я тебе все отдала, а ты? Зачем я тебя вообще рожала? Никакой благодарности!”. Ее раздражает абсолютно все, даже то, что я не пошла по ее стопам и не стала низкооплачиваемым инженером, а с отличием окончила школу и вуз, делаю успешную карьеру. Она не понимает мои увлечения и словно мстит мне за то, что я похожа на своего отца, который давно ушел из семьи. Смотрю на все это и думаю: зачем рожать ребенка для себя? Он ведь ничем тебе не обязан. Он не просился в этот мир, это был только твой выбор. Как глупо отыгрываться на детях за собственную не сложившуюся жизнь. Я не хочу, чтобы у меня были такие же отношения с моим ребенком. Лучше вообще обойдусь без детей, — объясняет свою позицию 35-летняя минчанка Кристина.

Ей вторят Алена и Дима — семейная пара. Обоим давно за тридцать.

— Мы детдомовские. Нет в нас этой искорки материнского и отцовского инстинкта, — твердит Дмитрий. — Мой отец был преступником. Мать Аленки — проститутка, давно лишенная родительских прав. Жива ли до сих пор, не знаем. Если у нас в роду бросали детей на произвол судьбы, зачем плодить подобных? Зачем множить больные гены?



Однако в подавляющем большинстве случаев причиной отрицания родительства становится элементарный эгоизм — нежелание выходить из зоны комфорта, неприятие детского шума, возни. Как правило, под такой философией подписываются те, кто превыше всего ценит собственные удовольствия.

38-летний Сергей два года назад сделал вазэктомию. По его словам, это единственный надежный способ мужской контрацепции. Причем ни детей, ни жены у Сергея нет. Только четверо племянников и бурная личная жизнь с постоянной сменой сексуальных партнерш.

— Мне исполнилось пять лет, когда мама вышла второй раз замуж и одна за другой начали появляться мои сестры. 

В третьем классе я уже мог дать фору любой бебиситтер, настолько профессионально справлялся с пеленанием, кормлением из бутылочки... Детство закончилось, почти не начавшись, я превратился в няньку для девчонок. Конечно, любил их, но когда приятели за окном гоняли в футбол, а мама просила меня посидеть с Машей, Дашей и Глашей, казалось, что все беды этого мира — от слюнявой малышни. Сейчас у меня с сестрами прекрасные отношения, я обожаю их сыновей. Но провожу с ними максимум час в неделю, остальное время отделываюсь подарками. И своих детей иметь не хочу. Потому что мне неинтересно. Понимаю, что в глазах нашего общества совершаю социальное преступление, ведь сегодня из каждого утюга несется пропаганда деторождения. И такие, как я, мягко говоря, не в тренде. 

С точки зрения гражданина, понимаю, что не прав. Что невольно способствую вымиранию нации. Если вдруг окажусь изгоем в обществе, и у нас введут налог на бездетность, готов платить. Только дайте мне жить так, как я хочу, а не так, как считают правильным другие...



В ТЕМУ

Движение чайлдфри пришло к нам из Калифорнии, где в 1970-е годы была создана организация НЕ-Родителей, чтобы отстоять право каждого не хотеть иметь детей. Сейчас эта организация уже не существует, но тогда подобная позиция стала сенсацией. А в 1990-е было создано сообщество the Childfree Network. Его идеолог — учительница Лесли Лафайет — защищала бездетные семьи от дискриминации государством. И пошло-поехало: единомышленники стали активно объединяться, общаться, публично аргументировать свою позицию и распространять идеи чайлдфри по всему миру.

Проводником таких идей выступила и Российская ассоциация планирования семьи (РАПС), впоследствии запрещенная. Целью ее деятельности стало распланированное до 2050 года снижение количества жителей. Остаться должно было не более 121 миллиона. Чтобы добиться этого, каждая семья могла заводить только одного ребенка, бездетность приветствовалась.



КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Лилия Ахремчик, психолог:

— Не секрет, что во многих странах потребительское отношение к жизни — основополагающий принцип. Это просто. Это понятно. “Бери от жизни все”. Это кажется даже доступным. Напрягись, чтобы выучиться, найти хорошую работу, в конце концов, открой свой бизнес и тебе будут по карману почти все блага цивилизации. Но! Иждивенцы, коими являются дети, если не закрывают этот путь, то значительно его отягощают и сдвигают мечты о комфортной, обеспеченной жизни на многие годы вперед. Няни, сады, школы, колледжи, обучение, воспитание, содержание... Средства для всего этого нужно оторвать от себя. А цель? Цель призрачна, как представляется сторонникам чайлдфри. Стакан воды в старости подаст медсестра, общение можно получить с другом или партнером. Почти никто из убежденных сторонников движения за бездетность не думает о том, что дети нужны для любви, чтобы отдавать себя, свою любовь, заботиться о другом человеке, радоваться вместе с ним.

— Часто в движение чайлдфри приходят женщины, посвятившие долгие годы безуспешной борьбе с бесплодием. Вместо того чтобы, смирившись с невозможностью забеременеть, взять ребенка из детского дома, они начинают пропагандировать гедонистический образ жизни и утверждать, что не всем людям на Земле дано продолжать род и что это не повод для того, чтобы чувствовать себя существами третьего сорта.

— Даже если это компенсация собственных душевных травм, неосознаваемо выстроенная психологическая защита, люди имеют право выражаться так, как считают нужным, и отстаивать какие угодно убеждения, если эти убеждения не ограничивают свободу и волеизъявление других людей. То, что тема отсутствия детей из-за невозможности их иметь очень больная, это правда. Думаю, никто, кроме самих бездетных пар, не в состоянии понять, как жить с тем, что ты никогда не увидишь родное личико своего ребенка и никогда не повторишь в нем свои черты или черты любимого человека. Эту боль могут понять только те, кто пережил подобное. Но сам факт наличия или отсутствия детей никак не делает человека существом ни первого, ни третьего сорта. Можно иметь родных детей и измываться над ними, можно не иметь детей и приносить пользу обществу в чем-то другом.

Я уверена, что в Беларуси движение чайлдфри массово не приживется в силу общественных стереотипов. Патриархальное устройство нашего общества с четко определенными семейными и социальными ролями мужчины и женщины диктует “правильную и единственно верную” модель поведения: мужчина — глава семьи, женщина — шея, дети скрепляют брак. Пусть на бытовом уровне в большинстве семей царит матриархат, тем не менее убежденность, что истинное предназначение женщины — рожать и воспитывать детей, никакими другими предназначениями не заменишь.


konopelko@sb.by



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter