И вместе им не сойтись?

Все страны бывшего СССР, особенно европейские,  в той или иной степени развивают сотрудничество с ЕС.

Все страны бывшего СССР, особенно европейские,  в той или иной степени развивают сотрудничество с ЕС.

Страны Балтии уже стали членами Евросоюза. У России имеется с ЕС Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, дважды в год проходят его саммиты (в РФ и в стране – председателе ЕС). В июне 2013 года уже состоялся саммит в Екатеринбурге. В рамках партнерства предполагается создание четырех общих пространств – экономического, внутренней безопасности и правосудия, внешней безопасности, науки и образования. ЕС – крупнейший торговый партнер России. Москва активно добивается от Брюсселя введения безвизового режима между РФ и Евросоюзом, но пока безуспешно. И в целом, при внешнем благополучии, особыми успехами в партнерстве и сотрудничестве стороны похвастаться не могут.

Украина, Беларусь, Молдова, Грузия, Армения и Азербайджан сотрудничают с ЕС в рамках «Восточного партнерства». Главной целью этой структуры (инициаторами ее создания были Польша и Швеция) декларируется «создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнерами» путем содействия политическим и социально-экономическим реформам в странах – участницах «Восточного партнерства». При этом в своей деятельности «Восточное партнерство» руководствуется принципом «кондициональности», то есть продвижения вперед лишь при условии выполнения странами – участницами программы определенных требований ЕС.

Особыми успехами «Восточное партнерство» также похвастаться пока не может. При этом у Москвы есть серьезные и, видимо, обоснованные опасения, что данная структура задумана как новый вариант «санитарного кордона» против России, только не военного, а политико-экономического. Хотя в Брюсселе, Стокгольме и Варшаве эти предположения отрицают, но перед самими «восточными партнерами» вопрос ставится вполне откровенно и жестко: либо ассоциация с ЕС, либо членство в Таможенном союзе, совмещение невозможно.

В частности, именно так ставился вопрос перед Украиной, которая должна была первой вступить в ассоциацию с ЕС, но непосредственно перед саммитом в Вильнюсе, где это вступление должно было состояться официально, «передумала». Это вызвало шок в Европе и массовые протесты в самой Украине.

С момента обретения независимости Украина остается политически и ментально расколотой на условные Запад и Восток, ориентированные соответственно на Европу и Россию. Пророссийских избирателей традиционно несколько больше, именно они и привели к власти Виктора Януковича и Партию регионов. Однако те на протяжении всех четырех лет пребывания у власти в полном согласии с оппозицией вели массированную агитацию за «европейский выбор» и против «имперской России». Противоположному мнению в как бы очень свободных украинских СМИ места давно уже не находилось.

При этом экономическое положение Украины близко к катастрофическому, она вплотную подошла к дефолту, имеет место быстрое падение производства и очень высокая безработица. По данным МВФ и Всемирного банка, среди 15 стран бывшего СССР Украина по показателю ВВП на душу населения съехала со второго места в 1992 году на девятое в 2012-м. В совокупности с массированной безальтернативной пропагандой это привело к тому, что для многих украинцев «европейский выбор» – это жест отчаяния. Люди замучены нищетой, бесправием и сильнейшей коррупцией. И значительная их часть всерьез поверила, что ассоциация с ЕС мгновенно обеспечит им европейский уровень жизни, демократию и защиту прав человека. Люди не понимают, что полноправного членства в ЕС Украине никто не предлагает даже в отдаленной перспективе, а ассоциация подразумевает для страны лишь много обязанностей (в первую очередь – переход к европейским экономическим стандартам и открытие рынка) и никаких прав. От этого нищета лишь усугубится (поскольку большинство украинских предприятий, не выдержав конкуренции, разорится), а к внутреннему украинскому законодательству данный документ никакого отношения не имеет. Победить коррупцию и бесправие могут только сами украинцы внутри страны, не ожидая от ЕС чудесного спасения. Аналогичные соглашения об ассоциации с ЕС имеют, например, Тунис и Египет (именно в этих странах началась «арабская весна»), ЮАР и Мексика (страны с самыми высокими в мире уровнями преступности). И ни в одной из них нет ничего похожего на европейские уровень жизни, демократию и права человека. Поэтому в идеалистическом порыве украинцев к Европе видится лишь до сих пор не изжитый постсоветский инфантилизм, ожидание чуда откуда-то извне вместо долгой и упорной работы. Вполне естественно, что нашелся виноватый в том, кто лишил людей этого чуда, – «имперская Россия». На нее же свалил свой отказ от подписания соглашения об ассоциации «пророссийский» президент Янукович. В связи с этим возникает мысль – жаль, что Украина не подписала соглашение. И не нахлебалась сполна «европейского выбора», что очень сильно способствовало бы отрезвлению населения и излечению от инфантилизма.

Что касается ЕС, то он совершенно не собирается больше расширяться, поскольку никак не может «переварить» своих полноправных членов с Балкан. Украина ему нужна как рынок сбыта и как часть нового «санитарного кордона». Это очень прагматично. Но, к сожалению, взаимное недоверие между Россией и Европой лишь углубляется. А это ведет к очень неприятным практическим последствиям для обеих сторон.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter