И вершки, и корешки
20.07.2012
Немало растений, помимо всего прочего, применялось и в культовой магически–ритуальной практике. Свежими зелеными ветками украшали дома на Троицу, высушенными ароматными травами окуривали помещения, тем самым дезинфицируя их. Чертополохом, одно название которого уже говорит о многом, окуривали деток от ночных криков и испуга. Надо отметить много рационального и разумного во всех таких обрядах: правильно засушенные травы сохраняли все свои живые качества. Даже сено — луговые травы — отыгрывало свою обрядовую роль: его клали под скатерть на Коляды, оно символизировало вечную силу растений, возможность возрождения природы, плодородие. В каждом доме обязательно хранился традиционный набор трав: чабрец, мята, зверобой, душица, чистотел, калган, девясил, тысячелистник, крапива, пустырник, валериана, иван–чай. И нередко в травах «работало» все: листья, побеги, цветы, плоды, корневище...
Известно, что во время Великой Отечественной войны многих людей спасали съедобные травы — например, такие как иван–чай. К примеру, в 208–м партизанском полку под руководством В.Ничипоровича бойцы держались благодаря отварам из сосны и хвои, весной ели черемшу, летом — полевой щавель, а чернику сушили и хранили очень бережно: ее выдавали буквально по горстке зимой тем, кто шел в разведку — чтобы улучшалось зрение в темноте. А ведь черника, кустик которой растет около 300 лет, как и клюква, — исконно наша ягода, по своей пользе чуть ли не к черной икре приравнивается.
Сон в руку
Цветы срывать — к похвалам, хорошей, доброй славе.
Пробираться на поляну сквозь лесную чащу или «травяны гушчар», падать в нем — к преодолению трудностей, иногда — терпеть неудачи.
Срывать щавель — к согласию в семье.
Красные ягоды — к проблемам с кожей, особенно у маленьких детей; черные ягоды — к каким–то неудобствам, иногда и к слезам.
Настойку пить — будете в «бяседзе» с близкими друзьями.