И вершки, и корешки

В нашей природе почти все, что растет и цветет, становится настоящей кладовой витаминов...

В нашей природе почти все, что растет и цветет, становится настоящей кладовой витаминов, минералов и прочих полезных человеку элементов. Практически у каждого растения довольно широкий спектр применения в лечебной практике. С давних времен у восточных славян наравне с соками, квасом, напитками на меду были популярны травяные чаи и настои. С малолетства приучали крестьянских девочек распознавать и применять лекарственные травы. Каждая женщина умела оказать помощь отварами из собранных на пике своей силы трав, свежим соком — например, чистотела, снять жар и воспаление, оборачивая больного свежими листьями капусты, лопуха. По давним народным представлениям, многие растения заключали в себе человеческую душу и, подобно людям, выступали носителями женского и мужского начала. Происхождение огромного количества растений у нас, как и у других индоевропейцев, связано с этиологическими мифами. Так, бытовала красивая и трогательная история о фиалке, которая зовется в народе — «браткi», «цветок–двуколор»: когда брат и сестра не знали о своем родстве и «пабралiся шлюбам». А яснотка, или «чаравiчкi Божай Мацi», по легенде, выросла там, где с ноги Пресвятой Девы случайно упала обувка. «Святаянскiм зеллем» называют зверобой, отвар которого (красноватого цвета, что якобы роднит эту траву с кровью) применялся при заживлении ран, проблемах с желудком. Еще одно народное название зверобоя — «расiчка»: когда–то считалось, что найти его можно только рано поутру, а потом трава прячется под землю. Оно и верно: все травы нужно срывать утром в сухую погоду, как только сойдет роса.


Немало растений, помимо всего прочего, применялось и в культовой магически–ритуальной практике. Свежими зелеными ветками украшали дома на Троицу, высушенными ароматными травами окуривали помещения, тем самым дезинфицируя их. Чертополохом, одно название которого уже говорит о многом, окуривали деток от ночных криков и испуга. Надо отметить много рационального и разумного во всех таких обрядах: правильно засушенные травы сохраняли все свои живые качества. Даже сено — луговые травы — отыгрывало свою обрядовую роль: его клали под скатерть на Коляды, оно символизировало вечную силу растений, возможность возрождения природы, плодородие. В каждом доме обязательно хранился традиционный набор трав: чабрец, мята, зверобой, душица, чистотел, калган, девясил, тысячелистник, крапива, пустырник, валериана, иван–чай. И нередко в травах «работало» все: листья, побеги, цветы, плоды, корневище...


Известно, что во время Великой Отечественной войны многих людей спасали съедобные травы — например, такие как иван–чай. К примеру, в 208–м партизанском полку под руководством В.Ничипоровича бойцы держались благодаря отварам из сосны и хвои, весной ели черемшу, летом — полевой щавель, а чернику сушили и хранили очень бережно: ее выдавали буквально по горстке зимой тем, кто шел в разведку — чтобы улучшалось зрение в темноте. А ведь черника, кустик которой растет около 300 лет, как и клюква, — исконно наша ягода, по своей пользе чуть ли не к черной икре приравнивается.


Сон в руку


Цветы срывать — к похвалам, хорошей, доброй славе.


Пробираться на поляну сквозь лесную чащу или «травяны гушчар», падать в нем — к преодолению трудностей, иногда — терпеть неудачи.


Срывать щавель — к согласию в семье.


Красные ягоды — к проблемам с кожей, особенно у маленьких детей; черные ягоды — к каким–то неудобствам, иногда и к слезам.


Настойку пить — будете в «бяседзе» с близкими друзьями.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter