И в глаз, и в зуб, и...

Новый материал легко приживается в организме человекаОт удивления до восхищения – такова была реакция немецких специалистов, когда они увидели, какие протезы «вживляют» в Беларуси пациентам, из-за болезни или травмы лишившимся глаза. – Неужели этот уникальный протез сделан в Беларуси? – усомнились в известном офтальмологическом центре в Германии, когда познакомились с одной белорусской пациенткой. Даже специалистам трудно было определить, который у женщины глаз свой, а который – искусственный.

Хотя  зрение в таких случаях вернуть невозможно, однако страданий и комплексов, которые испытывают люди, удается избежать. Ведь иначе с годами глазница зарастет и провалится, что станет серьезной косметической проблемой.
Ведущий научный сотрудник НИИ неорганической химии НАН Беларуси, кандидат химических наук Лариса Лесникович рассказала историю одной молодой пациентки. Девушке накануне свадьбы выбили пробкой глаз. Что испытала невеста, получив такую травму, представить несложно. Но пострадавшую девушку успешно прооперировали, и мало кто заметил, что вместо настоящего глаза у нее был протез.
Офтальмологический имплантат,  разработанный и изготовленный специалистами НИИ порошковой металлургии НАН Беларуси, – это очень легкий пористый шарик из керамики с нанесенной цветной радужной оболочкой. Поэтому отличить протез от настоящего глаза практически невозможно! К тому же пришитый к четырем мышцам, на которых держится глаз человека, имплантат прирастает к ним и начинает синхронно двигаться с живым глазом, избавляя его обладателя от косметических дефектов.
Преимущество белорусской разработки – и в соотношении приемлемой цены и высокого качества. За рубежом глазные протезы делают из натуральных камней, поэтому такое приобретение даже не всем иностранцам по карману. Стоит имплантат на Западе более тысячи долларов, а в Беларуси – всего около 100 долларов.
Операций по «вживлению» офтальмологических имплантатов проведено уже более 80, причем не только в Минске, но и в нескольких областных центрах.
– Все дело в материале и покрытии, которое наносится на искусственный глаз,  – объясняет заместитель директора НИИ неорганической химии НАН Беларуси, доктор химических наук Анатолий Кулак. – Имплантат создают из нанокристаллического гидроксиапатита. В исходном виде – это белый порошок, а в смеси с водой  – гель или суспензия с уникальной биоактивностью. Попадая в организм человека, он так быстро приживается, что, по сути, становится строительным материалом даже для кости в местах ее повреждения. Более того, когда в травмированную кость, например, при переломах с помощью шприца вводят наноструктурное вещество, срастание идет значительно быстрее, поскольку оно активно расщепляется на ультрадисперсные частички, которые тут же усваиваются клетками организма человека.
Шесть лет назад ученые НИИ неорганической химии НАН Беларуси совместно с коллегами из НИИ порошковой металлургии Национальной академии начали разрабатывать покрытие для стоматологических и других протезов. Тогда они решили помочь изготовить прочный протез, который бы быстро «прижился» во рту, а со временем не был бы отторгнут живыми тканями.
Исследования показали, что предложенный материал полностью соответствует тонкой структуре кости человека. Схожесть настолько велика, что, глядя на их рентгеновский снимок, специалисты с трудом отличают родные зубы человека от искусственных.
По сути, гель на основе чистого гидроксиапатита – это химический аналог человеческой кости. Каким только «пыткам» ни подвергали его ученые, испытывая на прочность! Выяснилось, что вещество «страдает» от воздействия высокой температуры, но при комнатной, наоборот, проявляет самые ценные свойства. Да и получить его можно в виде мельчайших ультрадисперсных частиц. Именно в этом и была новизна научной разработки белорусских исследователей.
Подобный гель уже создан во Франции, Германии, Италии, Японии, США. Но преимущество белорусской разработки – в оптимальном соотношении цены и качества. В США, например, флакончик геля гидроксиапатита стоит 60 долларов, что совершенно недоступно для большинства белорусов.
Чем больше ученые исследовали свое детище, тем четче просматривались перспективы его использования. Вскоре начнутся работы над препаратом для лечения остеопороза. Предполагается споры гидроксиапатита дополнить активизирующими добавками и витаминными комплексами. Причем Анатолий Кулак считает, что уже года через 3–4 препараты для борьбы с остеопорозом могут появиться на прилавках аптек и станут эффективным средством профилактики в борьбе с распространенной болезнью ХХI века.
Ученые намерены продолжить работы и со стоматологами, потому что гель в стоматологии приживается активнее, чем в других отраслях медицины. Возможно, потому, что он является как бы начальной стадией молодой человеческой кости, которая потом легко прорастает в имеющуюся ткань. А дальше сам организм начинает «латать дырки» в той части, где требуется заживление.
Но и при других заболеваниях, где затронута  кость, гидроксиапатит может стать скорым помощником.
Свой успех исследователи объясняют тем, что в Беларуси не утрачен интерес к химии.
– У нас до сих пор сохранилась классическая химическая школа синтеза. В этом плане мы, конечно же, обгоняем и Запад, и США, – констатировал Анатолий Кулак.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter