В Минске в 20–й раз провели Международный фестиваль кино

И ушел «Лiстапад»

В Минске в 20–й раз провели Международный фестиваль кино


МИНСКИЙ международный кинофестиваль «Лiстапад» — это в первую очередь площадка для показа фильмов, которые рождаются в странах бывшего «социалистического лагеря». Хотя полная география намного шире — от Франции до Китая. Зрители увидели 150 картин из более чем 30 стран. Даже самый капризный киноман не был разочарован.

Гран–при «Золото «Лiстапада» удостоилась картина Павла Павликовского «Ида», снятая поляками и датчанами. Тема ленты — актуальная и по сей день: события Второй мировой войны, нацистская оккупация — то, как это было в Польше. А там страшные события, приведшие к гибели миллионов людей, как раз начинали разворачиваться в 1939 году.

Награды также получили китаец Цзя Чжанкэ — «За лучшую режиссуру» («Прикосновение греха»), поляк Павел Лозиньски — «За лучший документальный фильм» («Отец и сын»).

Приза Президента Беларуси «За гуманизм и духовность в кино» удостоился режиссер белорусско–украинского художественного фильма «Лука» Александр Пархоменко. Картина повествует об архиепископе Луке, известном в миру также, как выдающийся хирург Валентин Войно–Ясенецкий. Он родился в 1877 году в Керчи. Предки — из Могилевщины. Отец католик, мать православная. За научные открытия в медицине награжден Сталинской премией, а за политические убеждения пережил арест и ссылку. Когда священника и хирурга допрашивали чекисты, требуя объяснить, где он видел Бога, Войно–Ясенецкий ответил: «Бога я действительно не видел». Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». В 1995–м архиепископа Луку канонизировала Православная церковь.

Снятая совместно с «Беларусьфильмом» картина «Роль» Константина Лопушанского получила специальный приз Постоянного комитета Союзного государства «Вместе». Над созданием ленты работали кинематографисты из Беларуси, России, Финляндии и Германии. Фильм рассказывает об актере эпохи Серебряного века, который получает шанс прожить чужую жизнь. Награду вручил руководитель представительства Постоянного комитета в Минске Михаил Орда. А специальные призы от Парламентского собрания Союза Беларуси и России «За верность нравственным идеалам в киноискусстве» вручены фильмам «Моя дистанция» Ивана Куракевича (Беларусь) и «Почему я тут?» (Россия) Дарьи Сидоровой.

Кинокритик Игорь Гуськов отметил, что в этом году в фестивальной программе было много фильмов из Латинской Америки:

— Все, кто следит за мировым кинопроцессом, понимают, что именно этот регион наряду с Азией последние 10 лет дарил наиболее интересные имена. «Лiстападу» удалось привлечь этих интересных творцов с их работами в Минск. Двадцатый фестиваль удивил остротой и современностью тем, прозвучавших с экрана. И поэтому был одинаково интересен как профессионалам, так и любителям кино.

Участник конкурса «Молодость на марше» немец Рамон Цюрхер увидел в минском форуме особую миссию:
— Нужно иметь смелость показать что–то нестандартное. Существует большое количество фестивалей, которые жаждут показывать альтернативное кино, а минскому это удается уже сейчас.

Как подсчитала директор кинотеатра «Центральный» Елена Авдащенко, обычно кинозал заполняется на 80 процентов, а в фестивальные дни по вечерам были аншлаги:

— Как правило, публика в первую очередь брала билеты на картины, которые ей более близки, — российские или украинские. Билеты на фильм «Географ глобус пропил» (Россия) Александра Велединского зрители раскупили сразу. Второе по популярности место занял фильм Киры Муратовой «Вечное возвращение» (Украина).
К сожалению, документальное кино, по наблюдениям генерального директора УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома Василия Коктыша, «у нас пока еще зрители не готовы смотреть», а кинотеатр «Мир», где были показы таких фильмов, даже понес убытки.

Начинание, которое может стать традицией «Лiстапада», — ретроспектива национального немого кино. Директор форума Анжелика Крашевская надеется, что показы, начатые в нынешнем году, продолжатся:

— В этот раз на экран вышли первые белорусские немые картины: Владимира Гардина «Кастусь Калиновский» (1928), «В огне рожденная» Владимира Корш–Саблина (1930) и «Проститутка (Убитая жизнью)» Олега Фрелиха (1927). Вообще, сегодня, когда рынок заполонен голливудскими фильмами, в формате фестиваля мы имеем уникальную возможность представлять «другое» кино.

А в Минске «Лiстапад» продолжается — так по–белорусски именуется ноябрь. До 17–го числа этого месяца в фойе минского кинотеатра «Центральный» можно посетить фотовыставку члена жюри основного конкурса игрового кино «Лiстапада–2013», литовского и советского актера Юозаса Будрайтиса.

Мнение:
Елена Стишова, кинокритик (Россия):


— «Лiстапад» — это фестиваль, где я могу смело идти на любой фильм с гарантией, что не будет разочарований. Здесь каждый раз чему–то удивляешься. В этом году съехались режиссеры, которые сегодня востребованы на любом фестивале. Особо отмечу атмосферу просмотров, которая напоминает мне Берлинский кинофестиваль, где если зритель пришел смотреть фильм, то он будет сидеть от и до.

korbutviktar@gmail.com

Советская Белоруссия №214 (24351). Четверг, 14 ноября 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter