Прав тот, кто сильнее? Ради сохранения своего лидерства США и их союзники готовы грабить и убивать других

И целого мира мало

Недавний саммит G20 в Индии наглядно продемонстрировал, что процесс формирования многополярного мира вошел в активную фазу. Однако США и их европейские сателлиты никак не хотят смириться с потерей своего привилегированного положения. С маниакальной настойчивостью ставка делается на военную силу, механизмы конфронтации и милитаризации геополитического пространства. Окончательно разрушив архитектуру европейской безопасности, спровоцировав войну в Украине, западники стараются расширить свое присутствие в Африке, Азии, Тихоокеанском регионе, закрепляя собственные стратегические установки в концептуальных документах НАТО и пытаясь включать их в резолюции международных форумов.


Александр ­­Лукашенко, ­­Президент Беларуси:

— Однополярная система мироустройства безвозвратно уходит в прошлое. Однако коллективный Запад ведет ожесточенную борьбу за сохранение своих позиций. В ход идут все средства, в том числе в зоне ответственности нашей организации. Основной целью определенных внешних сил является подрыв стабильности и нарушение эволюционного пути развития на всем постсоветском пространстве. И не нужно думать, что это кого-то обойдет стороной. Абсолютно очевидно, что, не встретив единого противодействия со стороны союзников по организации и других интеграционных объединений на постсоветском пространстве, коллективный Запад будет наращивать свой прессинг. Без скорейшего сплочения наших стран, укрепления политических, экономических, военных связей нас завтра может не быть. Поодиночке нас просто раздавят и разорвут.

На встрече лидеров стран ОДКБ в Москве, 16 мая 2022 года.

Банкет за чужой счет

Долгое время военная сила и мощь НАТО являлись инструментом продвижения американских интересов. Однако к концу второго десятилетия ХХI века Североатлантический союз практически потерял прежнюю привлекательность. Между партнерами начали возникать противоречия, а постоянные требования об увеличении военных расходов привели к их обострению и ослаблению доверия европейцев к США как «гаранту безопасности».

Однако в планы Вашингтона не входило завершение проекта НАТО. Собственные экономические трудности, финансовые и политические проблемы американский истеблишмент привык решать за чужой счет. Важную роль в этом процессе традиционно играла военная сила. США приняли решение реанимировать разваливающуюся организацию и инициировали работу по реформированию блока, что было закреплено в рамках инициативы «НАТО-2030» на Лондонском саммите в 2019 году. Целью проекта провозглашалось «определение приоритетов долгосрочного развития организации и путей оптимизации коалиционной деятельности на ближайшие десять лет».

Одновременно по заказу правительства США корпорация RAND выполняла исследование под названием Extending Russia. Competing from advantageous ground («Растягивая Россию. Противостояние с выгодных позиций»).  
Еще в мае 2019‑го планировалось путем эскалации внутреннего протестного потенциала лишить Россию союзников, создать вдоль ее западных границ «санитарный кордон» и включить Беларусь в сферу влияния Запада.

Милитаризация как путь к спасению

Вильнюсский саммит НАТО 2023 года в очередной раз подтвердил решимость стран-участниц не допустить формирования многополярного мира и полную зависимость их лидеров от Вашингтона. Запад, объединенный страхом потери собственного доминирования и призраком ресурсного дефицита, определил врага, уточнил цель и продемонстрировал готовность защищать «демократию и свободу», грабить других. Сила по-прежнему выступает основным аргументом его современной политики. Не случайно обыденностью стали рассуждения о применении оружия массового поражения, диверсии на объектах инфраструктуры не вызывают осуждения, а информация об убийствах мирных граждан и журналистов вообще вымарывается из медийного пространства.

Неудачи экономического удушения России и Беларуси, военные просчеты, стоившие западному миру астрономических расходов, следовало компенсировать любыми способами. Эта задача, важнейшая для США и НАТО, была решена путем реализации положения об «инвестициях в оборону» Стратегии альянса образца 2022 года в итоговой резолюции саммита.
Впервые в истории НАТО все страны-участницы юридически обязались вывести свои оборонные расходы на уровень выше 2 процентов ВВП, и это не целевой, а минимальный показатель для 31 государства. Принимая во внимание, что в настоящее время лишь семь стран-участниц выполняют это условие, речь идет о дополнительных миллиардных вливаниях в военную сферу.

Подобные гарантии позволят существенно повысить темпы инвестирования в военную промышленность, наращивать производство и оснащать национальные вооруженные силы современными образцами вооружения и военной техники. Можно предположить, что в ближайшей перспективе следует ожидать расширения военного производства в ущерб другим секторам экономики.
Другим знаковым решением Вильнюсского саммита является одобрение странами-участницами Плана обороны альянса от России. Подобный документ появился впервые в истории Североатлантического союза. Более чем тысячестраничный фолиант имеет реальное наполнение. В 7,5 раза увеличивается численность сухопутных сил, постоянно находящихся под командованием НАТО (с нынешних 40 до 300 тысяч человек).
Предполагается существенно увеличить их морской и воздушный компоненты, расширить кибернетические и космические возможности. Указанные силы будут дополнять армии приграничных с Россией и Беларусью государств, на территориях которых предполагается развертывание и других воинских контингентов на основе двусторонних договоренностей. Особое внимание страны НАТО решили уделить созданию систем ПВО и ПРО вдоль всей границы альянса — от Баренцева до Черного моря. Отдельными пунктами документа регламентируются направления развития управляющих, боевых и обеспечивающих систем Североатлантического союза. Существенное внимание уделено мерам по повышению общей надежности и эффективности ядерных сил, а также разработке перспективных средств поражения.
По сути, принято решение о масштабной милитаризации Европы и заложен базис для долгосрочного военного противостояния.
Последствия в условиях ресурсного дефицита и финансовой нестабильности слабопрогнозируемы, но могут быть фатальными для отдельных государств. В этой связи пророческими выглядят слова премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, который заявил, что «к концу десятилетия Великобритания, Италия и Франция покинут первую десятку экономик мира, а Германия с четвертого места опустится на десятое». Он сравнил Евросоюз с «постаревшим чемпионом по боксу, который хвастается своими чемпионскими поясами, но больше не хочет выходить на ринг».

Провокационная стратегия

НАТО в очередной раз не учитывает интересы России и с упорством безумца реализует установку на расширение. Вместе с тем именно игнорирование этого пункта стало причиной начала специальной военной операции в Украине 2022 года. На саммите альянса была одобрена программа многолетней военной помощи Киеву, которая должна продолжаться и после завершения конфликта. Не менее провокационным выглядит обещание Запада начать процедуру приема Украины в НАТО после окончания военных действий.
Решения саммита альянса создают неразрешимое противоречие для переговоров о мире. НАТО намеренно провоцирует Россию на ведение боевых действий до полной ликвидации украинской государственности, поскольку в любом ином случае Москва получит гораздо более опасного и жаждущего реванша противника у своих границ.
США и их союзники на практике блокируют все дипломатические возможности прекращения конфликта, искусственно разгоняют гонку вооружения, переходят к стратегии «долговременного истощения» и реализации плана по спасению западного миропорядка военными средствами. Вашингтон пытается сделать конфликт в Украине бессрочным и использовать его для ослабления России и превращения НАТО в реальный инструмент глобальной войны. В Европе — против России, а затем в Азии — против Китая.

Подтверждением тому является участие в Вильнюсском саммите глав стран, представляющих Азиатско-Тихоокеанский регион: Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии. Отдельные из них входят в военно-политический союз AUKUS, созданный в 2021 году, который аналитики называют Тихоокеанским филиалом НАТО.

В итоговом коммюнике закреплены обязательства по противодействию Китаю, однако пока не как военному противнику. Это не мешает разрабатывать информационные, экономические, технологические, торговые и военно-технические меры борьбы с Поднебесной. Их апробация в Европейском регионе и на Африканском континенте — ближайшая задача США и их союзников. Ведь еще 8 июня 2021 года сенатом США выделено 250 миллиардов долларов на противодействие Китаю в технической сфере, что полностью соответствует сегодняшним установкам НАТО.

Руководство к действию

Не обошли своим вниманием члены альянса регионы Персидского залива, Восточной Азии и Африканский континент.  
Натовские щупальца целенаправленно расползаются по всей планете. Вашингтон обязан продемонстрировать всему миру, что Америка способна жестко наказывать тех, кто бросает ей вызов, и тем самым восстановить веру в свое могущество, подорванное в ХХI веке.
В этой связи показательны положения «Временных указаний по стратегии национальной безопасности» от 3 марта 2021 года администрации Байдена. В документе отмечается: «Достижение внешнеполитических целей основывается на ключевом стратегическом предложении: Соединенные Штаты должны восстановить свои непреходящие преимущества с тем, чтобы мы могли отвечать на сегодняшние вызовы с позиции силы. Мы восстановим наше место в международных институтах; поднимем наши ценности у себя дома и выступим в защиту их по всему миру; модернизируем наш военный потенциал и оживим непревзойденную сеть альянсов и партнерств Америки».

Эти установки являются лейтмотивом деятельности США в рамках НАТО и неукоснительно реализуются всеми странами-участницами. При этом не учитываются объективные процессы, происходящие в мире: системный кризис американской экономики, истощение ресурсов и ослабление позиций доллара США как мировой резервной валюты; деградация западной «демократии» и экономической модели «общества потребления»; изменение баланса сил и формирование новых центров силы.

Геополитическое противостояние переходит в военную фазу и расширяет свои масштабы. В этих условиях американский истеблишмент продолжает считать, что «только вооруженные силы в совокупности с воинскими контингентами союзников и партнеров США смогут обеспечить сохранение влияния Вашингтона на мировой арене и баланс сил, необходимый для поддержания свободного и открытого мирового порядка».
В Штатах упорно следуют собственному курсу «Америка превыше всего!» и задействуют для этого все доступные ресурсы. К чему это приведет в перспективе, покажет время. Однако результаты саммита G20 в Индии свидетельствуют, что все больше стран не намерены мириться с американским диктатом.
Для Союзного государства Беларуси и России это руководство к действию по обеспечению собственной национальной безопасности и координации совместных усилий в военной области. Не вызывает сомнения, что попытки розыгрыша силовых сценариев в отношении наших государств будут продолжены. Ответ-предупреждение Западу позвучал еще 23 июля 2023 года из уст ­­Президента РФ Владимира Путина на встрече с Александром ­­Лукашенко в Санкт-Петербурге: «Агрессия против Беларуси — это агрессия против России. На это мы будем отвечать всеми имеющимися у нас средствами».

Четко и предельно ясно, без реверансов и недомолвок. Пора бы западному миру осознать геополитическую реальность, а европейским странам более рачительно относиться к имеющимся ресурсам, использовать их на благо собственных народов, а не для решения проблем угасающих империй.

Николай БУЗИН, доктор военных наук, профессор, помощник председателя Палаты представителей Национального собрания.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter