И «стрелочники», и «пионеры»...

На прошлой неделе торговцы, к удивлению своему, узнали: наживаются они на импортных товарах...

Из двух извечных русских  вопросов многие выбирают последний. Соображать «что делать?» хлопотно и неинтересно. Намного проще определить «кто виноват?». И когда дело касается потребительских товаров, почему-то и за ответом далеко ходить не надо. Конечно, и раньше торговлю обвиняли во многих грехах: и внешнеторговое сальдо она портит, и отечественные товары плохо продвигает, и полки в магазинах продает… А в последние дни отечественный ритейл из классического «стрелочника» превратили в «пионера», который, как известно, «в ответе за все»… 

На прошлой неделе торговцы, к удивлению своему, узнали: наживаются они на импортных товарах. Наценка-то на них свободная. Вот и накручивают по 100—200 %, а то еще и выше. Так неожиданно ритейл превратился в супердоходный бизнес. В итоге появилась идея «подрезать крылья» сей марже и уравнять с той, которая действует для белорусской продукции — 30 %. Удивительно только, почему при столь огромных прибылях из 11 гипермаркетов, строительство которых запланировали более 5 лет назад, возвели только 4. По идее, инвесторы должны были передраться за право вложить средства в бизнес со столь сокрушительной рентабельностью. Но, видимо, не разглядели своего счастья. 

Впрочем, их близорукость вполне понятна. Сколько того импорта на продуктовых полках лежит?! По официальной статистике, не более 10—20 %. Основной объем  товарооборота (физический, но отнюдь не денежный) приходится на отечественные продукты питания. Причем немалый вес занимают товары первой необходимости, наценка на которые не покрывает затрат по их реализации. Поэтому хорошая прибыль на немногочисленном импорте позволяла торговле держать ассортимент недорогих продуктов. Что ж, если лишить ритейл «иностранных доходов», то большинство торговых точек мгновенно перейдет в разряд убыточных. И вскоре, думаю, их количество попросту уменьшится. Покупатель-то с голоду не умрет, а снова в массовом порядке пойдет на рынок, в киоски и к лоткам, поставить под контроль которые пока так и не удалось. 

Вспомнили намедни и про проблему местничества. Мол, каждый регион в первую очередь старается обеспечить сбыт продукции местных производителей, а соседей не пускает. И снова крайняя — торговля. Лоббируют эти вопросы местные власти, а виноват почему-то ритейл?! Пожалуй, почти у каждого производителя есть обида на розничных продавцов из соседнего региона. Мол, не хотят брать товар. Вот только как гастроному в райцентре собрать под своей крышей продукцию всех мясных и молочных заводов? Придется из каждой торговой точки гипермаркеты делать. И потом, в Беларуси практически не осталось государственной торговли. А частник всегда прежде всего смотрит на свою прибыль, а не на проблемы местных управленцев. Поэтому либо определенному количеству торговых точек выгоднее реализовывать местную продукцию, либо был включен более чем жесткий административный ресурс. Вот с последним и следует в первую очередь разбираться, чтобы искоренить местничество. Ритейл первым спасибо скажет. Если, конечно, такое явление действительно столь уж распространено в Беларуси. 

Ведь производители начинают петь про защиту региональных рынков от «чужаков», когда возникают проблемы со сбытом по объективным причинам. В частности, возникли некоторые сложности с экспортными поставками молока в Россию — сразу заговорили про местничество в Беларуси. Год назад, когда белорусские продукты питания в РФ с руками отрывали, многие производители и думать не хотели про местных покупателей. За валютой погнались. А ведь тогда генеральный директор «Савушкина продукта» Александр Савчиц дальновидно заметил: как бы ни манили иностранные рынки, нельзя обижать своего покупателя. В конце концов, мировая торговая конъюнктура меняется, а белорусские потребители всегда остаются. И выбирать будут того производителя, который их уважает. Но жить и развиваться в условиях конкуренции — это искусство, постигнуть которое дано далеко не всем. 

Словом, белорусскому производителю следует прежде всего подумать о продвижении своего товара, а потом на торговлю пенять. Кстати, Генри Форд как-то заметил: продукция не продается только в двух случаях — либо этот товар объективно никому не нужен, либо цена слишком высокая… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter