«И сто лет для танцев не помеха»

— так считает бабушка Аня из Витебского дома-интерната для престарелых и инвалидов...

«И сто лет для танцев не помеха…» — так считает бабушка Аня из Витебского дома-интерната для престарелых и инвалидов.

— А что тут удивительного? — искренне недоумевает участница Великой Отечественной войны Анна Шевелева. — Да, и спеть могу, и сплясать! Мне уже девяносто три года, но я с удовольствием хожу на репетиции, — охотно делится женщина своим житьем-бытьем с журналистом. — Фотографироваться? Ох, этого я ужас как не люблю… Если только на документы… А хотите заснять — наливайте! — воодушевляется шутница, протягивая к фотоаппарату приготовленную для кефира стеклянную баночку. — Да долго не задерживайте — в столовую спешу!

Обаятельная пенсионерка даже не подозревает о том, что и старость, запечатленная на фото, может быть красивой… Хотя к собственным нарядам и внешности она до сих пор неравнодушна. Чистенькая, аккуратненькая, яркая блузка да цветастый платочек — только в таком виде, как отмечают сотрудники соцучреждения, выходит бабушка Аня, как она сама себя кличет, на люди.

— Сначала я числилась в отделении самостоятельного проживания, — забыв о столовой, разговорилась наша героиня. — Шестнадцать лет уж здесь… А потом подумала: ну зачем мне эти проблемы с продуктами да готовкой? Перевелась, а теперь вот на всем государственном. И за кефирчиком, и за апельсинчиком, и за борщом, котлетками — в «ресторанный» зал. А здесь еще и аккордеонистка наша за завтраком, обедом, ужином поиграет, чтобы аппетит получше был… Чем плохо?

Детей у Анны Евсеевны нет. Говорит, война забрала, родиться не дала… Подробности выяснять как-то неудобно, одиночество — слишком болезненная тема, чтобы копаться в ней глубоко. Главное, что сейчас участница войны смотрит на жизнь вполне оптимистично, ей не чужды радость, смех и шутки. И сама жить активно любит, и других к этому подвигает.

— У нас немало долгожителей, — отмечает директор дома-интерната Елена Коровина. — Около 30 пациентов уже перешагнули 90-летнюю отметку, каждый второй из 300 человек, находящихся тут, справил восьмидесятилетие. Среди подопечных — 39 инвалидов-колясочников, в отделении самостоятельного проживания находится 52 человека, в том числе 6 семейных пар. Вот сейчас переводим на полное гособеспечение участника войны Николая Ершова, чуть раньше такое желание изъявила Полина Лютенко.

Как оказалось, для того чтобы человеку не доставлять психологических неудобств в связи со сменой статуса, при переводе из одного отделения во второе смены «жилплощади» не происходит. Как жил пенсионер в однокомнатной квартирке, так и продолжает жить. Единственное, что необходимость в самостоятельном приготовлении обеда у него уже отпадает. Хочешь — ходи в столовую, не можешь — еду принесут в комнату. Под строгий контроль «стационарных» пациентов сразу же берут и медики. Каждые два часа — обход медсестры (в доме-интернате их работает свыше 10 человек), плюс два врача-терапевта, психиатр, невролог, офтальмолог, зубной врач.

Скучать при желании здесь некогда и незачем. В интернате работает масса кружков по интересам. Кто-то вяжет, кто-то шьет, кто-то вышивает, кто-то ухаживает за многочисленными растениями в огромном зимнем саду. Регулярно организуемая выставка поделок позволяет оценить таланты каждого, показать, кто на что горазд. Часто в учреждение приезжают самодеятельные и профессиональные творческие коллективы, приходят школьники, организуются совместные шахматно-шашечные турниры. Для того чтобы укрепить духовные силы больных и состарившихся людей, при доме-интернате действуют православная церковь и католический костел. А еще можно записаться в школу здоровья, клуб знатоков лекарственных трав, любителей поэзии, музыки, караоке или кино. Также имеется своя библиотека. На 9 Мая уже традиционно всех желающих везут в город — руководство трамвайно-троллейбусного управления и автопарка организовывает специальные познавательные экскурсии по старым и новым районам областного центра.

— Председатель Витебского облисполкома Александр Косинец поставил задачу: в наше учреждение не должно быть очередей, — рассказывает Елена Федоровна. — Выполнять ее вполне реально за счет ежегодного увеличения количества мест. На сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством мы готовы принять сюда всех желающих. Но, как показывает практика, далеко не все нуждающиеся в помощи государства престарелые люди соглашаются заселиться в отдаленное от их маленькой родины социальное учреждение. Например, браславчане, поставчане, жители других районов предпочитают оставаться на месте. Благо везде есть аналогичные учреждения, так называемые сестринские койки при районных и участковых больницах. Пожилых людей можно понять: там у них остаются друзья, знакомые, могилки близких людей, свои подворья. Тем не менее к нам постоянно поступают новоселы, ведь по комфорту пребывания мы одни из лучших. Дом-интернат регулярно обновляет свою материально-техническую базу. Недавно вот купили автофургон «купава» и теперь сами доставляем продукты в столовую, заменили кухонное и холодильное оборудование. Косметические ремонты жилых блоков собственными силами сотрудников и подрядными организациями ведутся безостановочно. Только в текущем году на эти цели было выделено 367 миллионов рублей, еще 240 миллионов вложили в капремонт.

— Насколько я знаю, у многих из ваших пациентов имеются трудоспособные дети. Что, по вашему мнению, вместо домашнего уюта, заботы и ласки родных людей, заставляет их искать изоляции в казенных стенах? — интересуюсь у руководителя соцучреждения.

— Да, сегодня каждый четвертый подопечный живет здесь на основании заключенного с детьми платного договора. Если не хватает пенсии — они доплачивают. Но не думайте, что во всем виноваты родственники, хотя бывает всякое: и навещать забывают, и часть пенсии отбирают… В большинстве своем пожилые люди сами не хотят быть обузой. Возраст дает о себе знать. Характеры сложные, обидчивые, угодить очень сложно. Вот и предпочитают искать «независимость» в доме-интернате.

В качестве примера Елена Федоровна рассказала о дедушке, у которого в Витебске живут обеспеченные дочь и сын. Взял ветеран Великой Отечественной «отпуск» в доме-интернате. Пожил в одном коттедже, во втором… И вернулся обратно. Мне, мол, здесь лучше. Не хочу ни с кем искать общий язык.

Что ж, право каждого выбирать тот образ жизни, который ему предпочтительнее. А в Витебском доме-интернате для престарелых и инвалидов готовы помочь человеку провести осень жизни не только достойно, но и не скучно…

На снимках: санитарка-буфетчица Нина Бодяко, фельдшер Лариса Клюкина и шеф-повар Любовь Шиенок: подготовка к очередному обеду в столовой дома-интерната; каждые два часа квартиры-палаты обходят медсестры.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter