Нужны ли первокласникам телефоны и планшеты?

И снова, и опять...

На родительском собрании в первом классе встал вопрос о гаджетах
На родительском собрании, в первом классе, где учится моя дочь, встал вопрос о гаджетах. Так их принято, эти телефоны и планшеты, называть, если хочется говорить с презрением.

Кто-то из родителей так и сказал:

— Хочу поднять вопрос о гаджетах!

На меня мигом накатила смертная тоска, прямо захотелось встать из-за парты и под предлогом похода в туалет сбежать с урока. Но я мужественно перенесла эти двадцать минут переливания из пустого в порожнее. Все, вопрос о гаджетах подняли и, как обычно, так и оставили. Поднятым. Потому что на прошлом собрании его тоже поднимали. И на позапрошлом. Это, я думаю, такая традиция теперь.

Я с каждым разом, на самом деле, нервничаю все меньше. Обидно, конечно, что время зря трачу, но в последний раз просто достала телефон и обновила статус в Фейсбуке, почту проверила, новости почитала. А о чем вы? Все еще о том же — дети много времени проводят у экранов смартфонов и планшетов. Ага.

— Мои дети получат мобильный телефон не раньше третьего класса! — строго заключила одна из мам. И видно было, что готова стоять на своем.

— А я вожу дочь на кружки и секции. Без телефона ей никак. Я звоню, говорю: “Выходи!” Я всегда знаю, где мой ребенок. Если у нее какие-то вопросы, она всегда может мне дозвониться. Как же без телефона?

— А я своему сыну на планшет загружаю исключительно развивающие игры. На английском языке. Так он ничего не учит, а если это в игре, мигом все запоминает.

— Экран портит зрение! Сидение за компьютером утомляет!

Так и в прошлый раз все переругались. И постановили детям запретить играть на переменах в телефоны. Тогда дети начали громить школу. Решено было их обезвредить, вернув в руки эти... гаджеты. Вот я и не участвую больше в дискуссии. Забрать так забрать. Оставить так оставить.

Знаю, как работает эта схема: телефон — только в третьем классе; плеер — в пятом; компьютер — в седьмом! Я никогда не пойду по такому пути. Потому что нет лучше способа привить ребенку культ вещи. И вот он уже ждет этого третьего класса. Когда на него снизойдет обещанное. Спит и видит. И вот оно случилось. А вещь есть вещь. Микросхема, стеклышко и кусок пластика. Плохо, когда ее ожидание становится частью жизни. Я все свои старые смартфоны дочке отдаю. Она, кстати, бережно с ними обращается. Безо всяких наставлений. Одно условие — сама ухаживай. Ставь на зарядку, следи, чтобы не забыть нигде, игры закачивай. Во всем разобралась. Скачала пособие по игре на фортепиано, поставила рядом с инструментом, пробует играть вместе с компьютером.

Помню, ей года три было. Смотрю, вводит какие-то цифры:

— Семь... Четыре... Девять... Один.

— А ты же говорила, что цифр не знаешь.

— Мама, это не цифры. Это ПИН-код!

Вообще, по большому счету, мы очень самонадеянны, когда думаем, что имеем власть и право дозировать ребенку доступ к современной жизни. Тем более что все это уже следствие. Причина и исток лежат в умении занять дитя чем-то интересным. Научить его получать удовольствие от общения, дружбы. Видеть счастье в том, чтобы гонять в футбик и носиться по двору, отыскивая друг друга, и найдя орать: “Тук-тук Маша!” Печь пирог с корицей, рисовать и петь. Какое-то небольшое место, безусловно, займет игра на компьютере. Почему нет? Это тоже удовольствие. В конце концов я сама обожаю общение в Фейсбуке. В игры, правда, не вовлекаюсь. Неинтересно, а может, не “раскусила” еще этот “кайф”.

Здоровое отношение. Люблю это словосочетание. Можно все. Но отношение должно быть здо-ро-во-е!

Кстати, я предложила Даше подумать, чем она с подругами может заняться на перемене, чтобы не шуметь сильно и не играть в телефоны. Через некоторое время Даша, довольнющая по уши, уже что-то искала на своих полках.

— Вот! Завтра, мамочка, никто не будет играть в телефоны.

С этими словами она положила в портфель колоду карт. Насмеявшись, я попыталась объяснить, что карты — неподходящая игра для детей в школе. Дашка недоумевала:

— Неприлично играть в дурня?! Почему? Это же не телефон...

И по-хорошему, конечно, нужно разрешить детям на перемене носиться. И дома занимать их. Но нет возможности. Поэтому не нужно лгать себе хотя бы. Гаджеты в детских руках удобны прежде всего нам, взрослым. И пока так... Можно поднимать этот вопрос. И поднимать. И поднимать.

Кстати, с наступлением теплых дней моя дочь стала все чаще забывать телефон дома. Потому что здорово выбежать на улицу. И побежать. Понестись!

sulimovna@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter