О благотворительности

И себе, и людям

Прогрессивные минские магазины начали практиковать деликатные способы избавления от ненужного. В супермаркете — контейнер с упаковкой и надписью: «Если вам нужна коробка, берите, пожалуйста». Видела интеллигентную бабушку, которая радовалась, обнаружив там подходящую тару для рассады. В мясной лавке на видном месте — ящик с бесплатными остатками, радостью для чьих–то домашних любимцев. Мелочь, но и торговле не в убыток, и о ближнем забота. Правда, не все благие намерения нынче востребованы.


Вот Евгений из Барановичей, работающий на пищевом производстве, поделился удивительными фактами. Его предприятие решило сделать гуманный шаг и безвозмездно предложить побочные продукты для кормежки бездомных животных зоозащитным организациям. Ведь в прессе, в том числе и местной, постоянно появляются статьи о том, как сложно выживать приютам и передержкам. Разослали письма, сели на телефон... И тут оказалось, что предложение или вовсе игнорируется, или выставляется встречное: давайте деньги или сертифицированные корма известных производителей. Резонный вопрос «почему?» Евгений адресовал в «СБ». Ведь если речь идет о банальном выживании, тут вроде не до сильной разборчивости. Я, в свою очередь, тоже села на телефон и выяснила, что есть волонтеры, которые были бы рады такой помощи, хотя принять ее и не всегда просто. Предприятия требуют самовывоз, а машины есть не у всех, да и хранить большой объем корма часто негде. И непонятно, кто должен искать точки пересечения между теми, кто готов отдать, и теми, кому надо взять. К слову, в частном приюте под Барановичами о предложении местного предприятия узнали благодаря моему звонку. Проблема с коммуникацией очевидна. Как и то, что сейчас расстаться с чем–то пусть бесплатно, но с умом та еще забота.


Конечно, когда–никогда выручают интернет–ресурсы типа «отдам даром». Но ведь и тут не все идет гладко даже у частных лиц. Скажем, надумала минчанка Ольга избавиться от шкафа. Потратила время, сфотографировала, разместила объявление. И началось: ой, а у вас там царапинка на левой дверце, может, заделаете? Мы заберем, только вы сами привезите! Ну на 7–й этаж вы же поможете поднять? И прочее в том же духе. Неудивительно, что через день шкаф переместился на ближайшую свалку...


Кстати, на одном из недавних студенческих конкурсов идей по благоустройству города было предложено оборудовать место, где жители района могут оставлять старые, но пригодные вещи. Сейчас такие площадки стихийно возникают у подъездов и мусорных баков. Но, конечно, в круговороте вещей хотелось бы более цивилизованного подхода. Нечто добротное часто просто жалко бросать в никуда, а не каждый действительно нуждающийся позволит себе взять что–то с улицы.


Пока же целые ветки интернет–форумов посвящены проблеме, куда деть лишнее из гардеробов. Одних развернули в церкви, другим в детдоме сказали, что берут только новое, от третьих потребовали санобработку за свой счет. Хотя в целом с одежками, особенно детскими, ситуация, в принципе, «решабельная»: объявления в рубрике «отдам» на дармовых ресурсах мониторят и обычные пользователи, и волонтеры, которые забирают и распределяют вещи. К сожалению, недавно закрылся первый минский благотворительный магазин «КалiЛаска». Проработал он чуть больше года и, как декларирует, передал нуждающимся 12 тонн вещей. Система была такая: любой мог принести ненужную одежду, книги и прочее. Большая часть раздавалась адресно, меньшая — продавалась в магазине, из чего и платились налоги, аренда, зарплата продавцам. Некоммерческий проект так и не вышел на нулевую окупаемость, накопились долги. Вполне вероятно, что причина неудачи кроется в плохом расположении, найти магазин было трудно. Однако организаторы, убедившись в полезности своего начинания, не теряют надежды его возобновить, подыскивают новое помещение. Если оглянуться на мировой опыт, станет ясно, что именно за такими посредниками будущее. Например, в Великобритании существует около 9.000 благотворительных магазинов. Конечно, большую роль играет и господдержка, покрывающая до 80% аренды, и сама направленность общества на благотворительность. Продавцами работают волонтеры, а сдает одежду в числе прочих британский «Вог». Однако эта история развивалась в течение пятидесяти лет. У нас же она только начинается. Нам еще надо понять, что добрые дела требуют консолидированных усилий.


vasilishina@sb.by


Советская Белоруссия №107 (24490). Вторник, 10 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter