И появился свет в тоннеле.

Немногие знают, почему три года назад два датчанина — Свенд Торгард и Джон Андерсен впервые появились в Минске и с тех пор стали в белорусской столице не только частыми, но и желанными гостями.

Немногие знают, почему три года назад два датчанина — Свенд Торгард и Джон Андерсен впервые появились в Минске и с тех пор стали в белорусской столице не только частыми, но и желанными гостями.

Они приезжают к нам ежегодно для консультаций, конференций и разработки новых планов дальнейшего сотрудничества. Торгард и Андерсен представляют национальный центр Рефснайс (Refsnaes) города Калюндборга, который все эти три года плодотворно сотрудничает с Белорусским товариществом инвалидов по зрению (Белтиз) и столичной специализированной школой N 188. А занимаются эти люди и организации весьма гуманной миссией — интеграцией людей с ограниченными возможностями в общество. И с этой целью постоянно ведут совместные проекты, обмениваются опытом и оказывают конкретную помощь незрячим людям.
Национальный центр Refsnaes сотрудничает со многими странами мира. Выбор датчанами для сотрудничества именно Беларуси, как ни странно, определился даже несколько вторичными факторами. Например, передвижные выставки картин талантливых белорусских детей, которые проходили с успехом во многих городах Дании и, в частности, в городе Оденсе — в музее великого сказочника Андерсена. На одну из тех выставок главный редактор “Зорьки” Людмила Грамович пригласила и представителей названного центра. Свою роль сыграло, как оказалось, и великолепное выступление на конкурсе “Евровидение” нашей юной Ольги Сацюк.
Все это вместе взятое подтолкнуло Свенда Торгарда и Джона Андерсена к работе с белорусами. Вскоре они оказались в минской школе № 188. Тот визит оказался весьма полезным: уже на следующий год Свенд и Джон привезли специальное оборудование (так называемые логтексты), которое представляет собой электронную приставку к компьютеру, позволяющую слабовидящему учащемуся работать более эффективно, чем при пользовании традиционными учебными средствами по Брайлю.
Вначале в школе появились два логтекста, а через год еще четыре. Тогда датские специалисты провели обучающий семинар для учителей и учащихся школы, посещали уроки, старались показать все возможности нового оборудования, которым сегодня пользуются уже более 70 учащихся школы с серьезными проблемами зрения. Благодаря этому учебный процесс для ребят стал не просто более легким, но и более эффективным, интересным.
Убедившись в заинтересованности наших специалистов в опыте датской стороны, а также возможностях плодотворного сотрудничества в будущем, датчане пригласили белорусских специалистов посетить свой центр. Такой визит состоялся в октябре прошлого года.
Сам центр представляет собой школу-интернат для 90 детей. В целом же он обслуживает в год более 5 тысяч человек, еще около 2 тысяч могут здесь проконсультироваться. Новинки они получают в виде аудиокниг, записей, приборов для безопасного пользования в домашнем хозяйстве. Большая часть всего этого разрабатывается в центре. Кстати, в прошлом году 44 незрячих ученика в возрасте от 6 до 16 лет были переведены в обычные школы по месту проживания.
В центре программная учебная и художественная литература превращаются в звучащие книги, которые высылаются по запросам учащихся. Более того, многие сами могут обратиться в центр с просьбой подготовить для них говорящий вариант той или иной книги.
Наша делегация также посетила и обычную государственную школу. Там нам показали, как мальчик-эмигрант из Македонии Эдис (6-й класс) играл в футбол во время физкультуры. Он стоял на воротах, а рядом с ним находился его друг, который подсказывал направление полета мяча. Было трудно поверить, что в воротах стоял полностью слепой мальчик, настолько уверенно он брал мячи. Затем Эдис катался на велосипеде по игровой площадке, а рядом с ним опять-таки был другой зрячий ученик.
В принципе давно известно, что в наиболее экономически развитых странах инвалиды вообще не чувствуют своего отчуждения от общества. Транспорт остановится там, где находится инвалид в коляске, который по специальному трапу, спускаемому водителем, въедет в автобус с местом для коляски. Существуют разные поручни и ручки, за которые можно держаться слабому и невидящему человеку. Причем такие условия созданы всюду: в театре, ресторане, магазине и даже в кафе и небольших гостиницах на трассах.
В Копенгагене существует специальная библиотека для слепых людей, где они могут пользоваться самой различной литературой. Фактически библиотека выполняет еще и роль клуба, где люди могут встречаться и общаться между собой.
Как свидетельствует опыт, подобный обмен практическими достижениями и научными разработками необходим и для людей с ограниченными возможностями, и для расширения рамок международного сотрудничества.
Так или иначе, но обе стороны активно участвуют в двух больших совместных проектах. Главным партнером первого проекта выступает Белтиз со своим Домом звукозаписи, в рамках которого создается электронная библиотека, рассчитанная на обслуживание 20 тысяч жителей Беларуси с проблемами зрения, для кого электронная книга становится мостиком в современное информационное общество. Так что участниками этого большого проекта автоматически становятся все шесть специальных школ Беларуси для незрячих и слабовидящих детей в Гродно, Шклове, Молодечно, Василевичах и Езерищах. Не следует забывать и о том, что электронная книга очень нужна многим тысячам инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций и прикованных к постели.
Второй проект ведется со школой № 188 по дальнейшей комплектации ее логтестами для того, чтобы все ученики могли пользоваться еще и электронными книгами.
По плану ближайший ответный визит датчан состоится нынешним летом. Они готовы оказывать информационную и координационную поддержку. Однако если мы перейдем от волонтерского стремления к государственно-гарантированному пониманию со стороны правительства, то рамки этого сотрудничества могут быть значительно расширены. И от этого выиграют те, кому наша взаимная помощь более всего нужна.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter