Чем занимаются белорусские спортсмены после окончания карьеры?

И оденут, и накормят

Бизнес чемпионов
Олимпийская чемпионка по фристайлу Алла Цупер, уйдя в очередной декретный отпуск, не стала отметать возможности своего возвращения в спорт. Но сидеть сложа руки, даже ухаживая за двумя детьми, лыжная акробатка не смогла: воспользовалась появившимся свободным временем и открыла собственный бизнес — салон керамической плитки в Минске. 


Алла Цупер сначала стала олимпийской чемпионкой, а теперь и бизнесвумен.

Фристайлистка откровенна: к началу собственного дела ее подтолкнул ремонт в новой квартире, подаренной за победу на Олимпиаде в Сочи. Когда вместе с мужем она занялась отделкой квадратных метров, выяснилось, что ассортимент керамической плитки в Минске крайне невелик. Та, что пришлась по душе, нашлась в Италии. Вдохновившись работами местных дизайнеров, именно итальянскую “керамику” и решили предложить белорусам: “Нам нравятся креативные вещи, и есть уверенность, что так думаем не только мы, но и другие белорусы, которые хотят делать свое жилище комфортным и нестандартным одновременно”. 

Алла Цупер далеко не единственная спортсменка, решившая попробовать себя в бизнесе. И далеко не первая представительница спорта, занявшаяся продажей строительных материалов. Производством и реализацией керамической плитки, например, в России уже давно занимается шестикратный чемпион мира в спринтерском многоборье и двукратный призер Олимпийских игр Игорь Железовский.

Ближе к телу


Одним из первых спортсменов в сфере бизнеса стал знаменитый биатлонист Сергей Булыгин. Решение расстаться с тренировками далось ему нелегко:

— В то время я служил в армии, был офицером. Предлагали должность начальника по физической подготовке в спортивном клубе армии. Но я решил уйти. Не думал, что займусь бизнесом. Еще будучи действующим спортсменом, подружился с тренером из Швейцарии. Уже когда закончил выступать, в начале 1990-х, приехал к нему в гости. Поработал тренером. А потом появилась возможность подзаработать: в то время было модно покупать и перепродавать автомобили. Решил, что, если подвернется что-то толковое, могу привезти в Беларусь. Так перегнал несколько машин.


Бывший биатлонист Сергей Булыгин знает все о спортивной экипировке и одежде. 
И это помогает в бизнесе.

С тем же другом Сергей Булыгин в 1990-е вышел на представительство фирмы “Адидас” в Швейцарии, и родилась идея нового бизнес-проекта — фирмы “СпортЮнион”. В Беларусь стали привозить спортивную одежду и обувь:

— Занимались мы не только майками и шортами. Возили лыжную экипировку: комбинезоны, тренировочные костюмы, ботинки, лыжи. Зная всю специфику вида спорта изнутри, мне было несложно. Мог что-то посоветовать заказчикам, и они прислушивались — знали меня как биатлониста. А в другую сферу я не видел смысла лезть. 

Сергей Булыгин и сейчас успешно совмещает работу на должности заместителя председателя Белорусской федерации биатлона с работой директора и учредителя фирмы. Говорит, кризис, конечно, дает о себе знать, но в целом работой магазинов доволен: прошли времена, когда люди предпочитали сэкономить 5—10 долларов, покупая товары на рынках. Нынешнему потребителю по душе красивые магазины с хорошими примерочными. А уж ассортимент у олимпийского чемпиона и чемпиона мира — на любой вкус. 

Похожим бизнесом занимается и бывший капитан сборной Беларуси по хоккею и тренер национальной хоккейной сборной Эдуард Занковец — его компания “Тимлайн” специализируется на продаже хоккейной экипировки и инвентаря.

От практики — к теории


Недалеко от привычной деятельности ушли и другие наши спортсмены. Шестикратный олимпийский чемпион Виталий Щербо, например, открыл собственный гимнастический центр в американском Лас-Вегасе. А “художница” Евгения Павлина на протяжении пятнадцати лет руководила детской студией художественной гимнастики в Минске. В интервью гимнастка не раз говорила о том, что особой прибыли от своего детища не получает — только моральное удовлетворение. Не раз Павлина намеревалась закрыть школу. И сейчас сделала это — все документы собраны. На звонки в детской студии гимнастики ответили не сразу, но ситуацию прояснили:

— Много лет мы работали, принося радость детям и родителям. Но времена изменились. Евгения Павлина сейчас в Лондоне, профессионально тренирует детей. Разъехались и другие тренеры. 

Виталий Щербо уехал в США и открыл собственную школу гимнастики.

Пожалуй, самый известный белорусский теннисист Максим Мирный пять лет назад открыл в минском микрорайоне Малиновка комплекс Max Mirnyi Sport Center. Это не единственное вложение спортсмена: еще в активе Максима и его отца Николая — кафе “Ателье”. Раньше отец и сын Мирные возглавляли компанию “Мирный путь”, занимавшуюся строительством жилья и коммерческой недвижимости, и были партнерами компании “ММК Инвест”, которой руководит бывший футболист минского “Динамо” Юрий Курбыко. Однако несколько лет назад решили сконцентрироваться на спортивном центре и кафе и оставили строительный бизнес.

Новые горизонты


Под девизом быть успешным началась послеспортивная жизнь серебряного призера Олимпийских игр в Атланте в метании диска Владимира Дубровщика. Закончив карьеру, он тоже решил начать свой бизнес. Совсем далекий от спорта:

— Первое высшее образование я получил в БГУФК. Затем в Германии отучился сразу по двум специальностям: управляющий и технолог мясоперерабатывающего предприятия. Вот и стал работать по ним. Открыл фирму, занимавшуюся выпуском мясных изделий.


Владимир Дубровщик не стал олимпийским чемпионом в спорте,
а в бизнесе он покоряет одну вершину за другой.

И назвал ее “Олимпийский чемпион”. Эта вершина не покорилась Владимиру Дубровщику в спорте, но позволила достичь неплохих результатов в бизнесе. Правда, сегодня дел с мясными продуктами Владимир уже не имеет:

— Сейчас занимаюсь “зеленой” энергетикой в Швейцарии и живу на две страны. Это очень интересный бизнес, но в Беларуси его пока развивать невозможно. Во многих европейских странах даже небольшие частные компании выделяют средства на проекты, связанные с солнечной и ветровой энергией. У нас, хотя законодательная база и есть, пока направление не развито. Возможно, я и не продал бы свой первый бизнес, связанный с мясопереработкой, но руководить несколькими компаниями, живя на две страны, невозможно, а я привык отдаваться любимому делу. 

Кстати, производством мясных изделий занимался не только Владимир Дубровщик: не так давно от дел отошел посвятивший почти 20 лет мясному бизнесу олимпийский чемпион по велоспорту, а ныне старший тренер национальных команд Олег Логвин.

Это по любви


Не чужда сфера питания и бывшему капитану национальной сборной Беларуси по футболу Сергею Штанюку. Еще во времена спортивной карьеры он задумался о послефутбольной жизни. Вариант остаться в игре и попробовать себя в роли тренера, как сделали многие другие игроки, Сергея не устраивал. Хотя и получил тренерское образование в Московской академии физкультуры: за годы, проведенные в футболе, устал от него морально. Поэтому решил кардинально сменить обстановку. И начал со стопроцентно выигрышного варианта — коммерческой недвижимости. Но хотя аренда и приносит стабильный доход, бездействовать спортсмен не привык и стал развивать другие направления бизнеса. Например, пробовал свои силы в выпуске макаронных изделий, но сейчас, улыбаясь, говорит, что прогадал:

— Не самое удачное вложение. Дело было изначально обречено — им нужно было заниматься вплотную. Позже вложился в другие проекты. Например, с футболистом Александром Кульчием занялись кинооборудованием. Один наш знакомый уже работал в этой сфере и предложил попробовать и нам. Хотя времена сейчас непростые, мы до сих пор в деле: сдаем в аренду оборудование для съемок кинофильмов и рекламы. 


Сергей Штанюк попробовал себя во многих сферах бизнеса.
Но остановился на развитии сети кофе-пойнтов

Но главный бизнес Сергея Штанюка — сеть кофе-пойнтов. Ее развитием футболист занялся три года назад, и сегодня она разрослась до девяти точек:

— Все началось с любви к самому напитку. Я часто захаживал в один из первых в Минске кофе-пойнтов. Потом познакомился с его владельцем, стали общаться, и он предложил мне работать вместе с ним. Примерно через год наши пути разошлись — было разное видение бизнеса. Сегодня наша сеть кофе-пойнтов Cava Bar — семейный бизнес, в котором мне помогают жена и брат. 

Сергей Штанюк признается: эта работа приносит удовольствие. Пусть график и ненормированный, ни один день не похож на другой. Это не единственный плюс: 

— Сейчас я предоставлен самому себе. Иногда могу забросить все дела и посвятить себя семье, ребенку — например, сходить с ним в парк. Этого раньше не хватало.

Своими кафе в Минске владеют и другие закончившие карьеру футболисты — Радислав Орловский, Юрий и Максим Цыгалко.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter