Формула-1. Гран-при Нидерландов

И на солнце, и в дождь быстрее Макса не найдешь…

После очередной победы Макса Ферстаппена и его команды «Ред Булл», свидетелем которой мне довелось стать в прошедшее воскресенье на автодроме в Зандфорте, невольно задаешься вопросом: а если бы голландский чемпион по какой-то причине пропустил домашний Гран-при, был бы подобный аншлаг на трибунах и стоическое поведение местных болельщиков, не покидавших своих зрительских мест, несмотря на проливной дождь?

В очереди для выезда на трассу перед гонкой

Впрочем, если быть объективными, то сюда в Зандфорт на североморское побережье приехали на гоночный уик-энд не только из Нидерландов и соседней Бельгии. В сегодняшнем календаре «Формулы-1» осталось лишь 8 европейских трасс, остальные 16 – за пределами Европы. Да простят меня бакинцы, географически их столица все же относится к Азии, хотя и является вполне европейским городом. Так вот для жителей Европы лишь треть гонок проходит на их территории. Отсюда и повышенный интерес европейцев к каждому проходящему в этой части света событию мирового автоспорта. В первую очередь это определяется более простой логистикой, чем, скажем, планировать поездку в Японию, Австралию или на Американский континент. Даже поездку на, казалось бы, близкий Ближний Восток жители Европы не рассматривают, как развлечение выходного дня.

Сквозь огонь, воду и медные трубы…

В 3-м повороте Фернандо Алонсо старался держаться в дождь ближе ко внутреннему радиусу

Как в знаменитых сказках, гонщикам «Формулы-1» пришлось в эти выходные пройти нелегкие испытания, которые им подготовила голландская погода. Ладно если бы просто был дождь. А то за одну только гонку пришлось по 5–6 раз менять шины, всякий раз пытаясь угадать, на каких из них будет лучше. И не каждой команде удавалось правильно дать ответ в этой игре-угадайке. Некоторые затем умудрялись исправить свои ошибки, другие ошибались повторно, усугубляя свое положение. Но в целом гонка была настолько заполнена событиями, что все их подробно описать не хватило бы и книги. Поэтому мы остановимся здесь лишь на некоторых из них.

Ровно в назначенное время старта начал накрапывать дождь. И уже после первого круга часть пилотов отправилась в боксы за промежуточными шинами. Другая часть решила попробовать проехать еще пару кругов, чтобы убедиться, что дождь не прекратится. Но были и те, кто решил самоотверженно бороться с аквапланингом, с трудом отлавливая свои болиды в каждом повороте в ожидании, что дождь будет недолгим.

Логан Сарджент в перерыве между двумя авариями

В итоге стартовый порядок к пятому кругу изменился, и лидерство в пелотоне досталось Серхио Пересу, которого командный мостик «Ред Булл» первым позвал на пит-стоп. Но интереснее всего было видеть в первой тройке Гуаньу Чжоу на «Альфа Ромео» и Пьера Гасли на «Альпине», которые соответственно стартовали с 15-й и 12-й позиций. Оказавшемуся на 4-м месте Максу Ферстаппену не составило труда их обойти даже на мокрой трассе, поскольку промежуточные шины обеспечивали голландцу сцепление с асфальтом куда более эффективно, чем это позволяли сделать слики.

Дождь вскоре прекратился, и снова командам в боксах пришлось показывать сноровку по суперскоростной замене шин. Таким образом, к 14-му кругу лидирующая «шестерка» приобрела вполне логичный по ранжиру вид. Пилоты «Ред Булл» поменялись местами, теперь в лидеры вышел действующий чемпион. Неудивительно, его темп на домашней трассе был куда более быстрым, чем у его напарника – мексиканца Серхио Переса. Вслед за ними не отставал Фернандо Алонсо. Привезенные командой «Астон Мартин» в Зандфорт обновления дали заметный результат, и мы увидели вернувшегося в сражение за подиум испанского чемпиона. К радости французских болельщиков 4-м шел Пьер Гасли. Ему удавалось на своем «Альпине» успешно отбивать атаки «Феррари» Карлоса Сайнса. А замыкал «шестерку» все тот же китаец Чжоу, его присутствие в этой группе было почти сверхъестественным. И все понимали, что оно не надолго. 

Суматоха событий, хаотичные решения команд, многочисленные ошибки пилотов и резвящееся от наслаждения голландское небо, порционно поливающее трассу и трибуны в Зандфорте то мелким, то ливневым дождем, – вот вкратце как можно описать происходившее на Гран-при Нидерландов. И во всем этом многообразии были все же и весьма яркие моменты, которые мне хотелось бы отметить.

Пьер Гасли принес своей новой команде «Альпине» 3-е место на подиуме

Секреты от Фернандо

Третий поворот, описание особенностей которого можно найти в моем предыдущем материале о квалификации в Зандфорте, оказывается, имеет еще одну своеобразную характеристику. И первым ее для себя отметил пилот «Астон Мартин» Фернандо Алонсо. Испанский ветеран славится не только своим опытом, возрастом (42 года !), но и способностью выжимать из машины больше, чем она того может позволить в безопасном режиме.

Так вот, внимательный испанец заметил еще накануне, что при начинающемся дожде колеса его машины лучше держатся на внутреннем радиусе этого коварного поворота, а не на наружном. И несмотря на то что понизу этого бэнкинга машины, естественно, следуют медленнее, чем поверху, в дождевых условиях эта траектория дает преимущество. Ведь гонщики вынуждены сбрасывать скорость, чтобы на скользком асфальте не улететь в отбойники. И тогда за счет лучшего сцепления с асфальтом машины, которые идут по внутреннему медленному радиусу, способны опережать соперников, выбравших быстрый наружный радиус.

Промежуточные шины едва справлялись с отводом потоков воды

Именно это наблюдение позволило Фернандо уже на стартовом круге опередить двоих соперников – Александра Элбона на «Уильямс» и Джорджа Рассела на «Мерседес», выйдя на 3-е место. Конечно, последующий сюжет гонки своим многообразием событий как-то снизил значимость этого момента, но сам Алонсо выделил в своих комментариях его отдельно. Он его посчитал лучшим обгоном этого сезона. Посмотрим по итогам года, согласятся ли с этим эксперты от FIA и мировой журналистики автоспорта.

Еще один «секрет» от Фернандо был раскрыт самим испанцем прямо перед подиумом, когда он давал интервью после гонки бывшему голландскому пилоту «Формулы-1», а ныне комментатору Гидо Ван дер Гарде. На вопрос, собирался ли Алонсо на рестарте после красных флагов за 6 кругов до финиша активно атаковать лидировавшего на тот момент Макса Ферстаппена, Фернандо ответил не без юмора в адрес агрессивных местных болельщиков: «Я подумал, что если вдруг выиграю гонку, то вряд ли смогу уехать с этого автодрома, где так любят Ферстаппена!» Болельщики по достоинству оценили шутку испанского чемпиона, наградив его аплодисментами и одобрительным гулом голосов. Нынешнего Фернандо Алонсо любят во всем мире. По итогам Гран-при Нидерландов испанец был признан гонщиком дня. Кроме этого, впервые за всю свою длительную гоночную карьеру Фернандо заработал очко за быстрый круг в гонке.

После легкого столкновения на первом круге «Феррари» Шарля Леклера получила повреждения, испортив гонку монегаску

Второе наводнение

С первым дождем гонщики справились относительно без потерь, если не считать аварию дебютанта сезона Логана Сарджента. Американец стал жертвой технической неисправности – у него внезапно упало давление в гидравлической системе, и усилитель руля пришел в негодность. Логан не смог справиться с управлением машины и врезался в отбойники. Понадобился выезд машины безопасности, чтобы эвакуировать разбитый болид «Уильямс».

А вот сильный дождь, который начался за 10 кругов до финиша, оказался гораздо более опасным. Первым на себе его вредные последствия почувствовал Серхио Перес. Он вылетел с трассы в первом повороте и затем с трудом вернулся в гонку, пропустив вперед себя Фернандо Алонсо. Еще через пару кругов протаранил отбойники все тот же Гуаньюй Чжоу, герой стартовых коллизий Гран-при Нидерландов. На тот момент китайский пилот уже ехал за пределами зачетной десятки, и вряд ли он собирался рисковать ради места на подиуме или больших очков. Наверняка сказались усталость от длительного напряжения и недостаток опыта, особенно при пилотировании на профильной трассе в дождь.

Кристиан Хорнер не нарадуется успехом своего подопечного

Почти в том же месте едва не повторил судьбу китайского гонщика и Льюис Хэмилтон. Лишь мастерство и опыт британского чемпиона позволили ему после почти неуправляемого проезда по гравийной ловушке все же умудриться повернуть на узкую асфальтную дорожку вдоль отбойников и вернуться в гонку.

Для эвакуации «Альфа Ромео» Чжоу понадобилась машина безопасности. Но дождь еще больше усилился, и уже даже дождевые шины не способны были обеспечить безопасное пилотирование. Красные флаги прервали гоночный спектакль на долгие 45 минут. Все это время болельщики согревали и развлекали себя как могли, становясь героями коротких видеофрагментов, которые транслировались на больших экранах автодрома и, естественно, в прямом эфире.

Александр Элбон в тревожных думах перед гонкой     

На рестарте, который был дан после двух кругов сопровождения машины безопасности, перестановок не произошло. Лишь в борьбе за 7-е место Джордж Рассел не смог избежать легкого столкновения своего «Мерседеса» с «Маклареном» Ландо Норриса. В результате болид немецкой команды получил прокол колеса, и Джордж откатился в самый конец пелотона. Если в самом начале гонки Рассел после старта в первой тройке откатился на последнее место из-за неверно выбранного командой времени проведения пит-стопа, то в этот раз вина была самого пилота. И как бы потом гонщик ни защищал себя, утверждая, что виноват в этом соперник (а кто же еще?), любое столкновение на трассе содержит в себе вину обеих сторон. Тем более если именно ты проводишь обгон соперника, а не он пытается тебя опередить.

Помимо этого перемещения, в зачетной десятке произошло еще более важное событие. Оказалось, что Серхио Перес превысил скорость на пит-лейне, получив штраф в 5 секунд. Понятно, что мексиканец изо всех сил старался оторваться от преследовавшего его Пьера Гасли, чтобы сохранить за собой право подняться на подиум, несмотря на добавленные по решению судей секунды. Но французский гонщик был неудержим. Это позволило ему впервые в этом сезоне испить подиумного наградного шампанского и слегка подправить дела в командном зачете для своего нового гоночного коллектива «Альпине».

Серхио Перес сам упустил свой подиум

Примечательной была на последних кругах гонки дуэль Карлоса Сайнса и Льюиса Хэмилтона. «Мерседес» британского чемпиона был явно быстрее «Феррари», но испанский гонщик итальянской скудерии сумел-таки удержать именитого соперника позади себя. В отсутствие возможности из-за все еще мокрого асфальта открыть подвижное крыло DRS Льюис так и не смог провести удачную атаку. Они финишировали с Карлосом соответственно на 5-м и 6-м местах. Более того, самого Хэмилтона на последних метрах дистанции едва не опередил его соотечественник Ландо Норрис. Лидера «Макларена» отделили от 7-кратного чемпиона всего 0,023 сек.

Еще одним героем дня вполне можно было бы назвать Александра Элбона. Он сумел дважды оставаться на трассе на старых шинах в тот момент, когда все ехали обслуживаться в боксы. Таким образом, пилот «Уильямс» совершил на 2 пит-стопа меньше, чем другие гонщики, став по этому показателю рекордсменом гонки. По словам самого тайского пилота, он по меньшей мере 7 (!) раз едва не завершил гонку в отбойниках, настолько сложно было ему пилотировать машину в таких погодных условиях на несоответствующих данной ситуации шинах. Наградой за это были 4 очка, которые Элбон получил за 8-е место.

Гуаньюй Чжоу в аварии не пострадал

Последней парой гонщиков, заработавших очки в этот день, были Оскар Пиастри на «Макларене» и Эстебан Окон на «Альпине».

Прямо из Зандфорта в эту же ночь грузовики команд «Формулы-1» с моторхомами, оборудованием, болидами и запасными частями к ним отправились в Монцу, где в этот уик-энд пройдет Гран-при Италии. Напомним, что это будет последний европейский этап этого сезона.

И на солнце, и в дождь быстрее Макса не найдешь

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter