И мысль хороша, и право имею

Белорусы патентуют все: от конфетных оберток до большегрузов

Белорусы патентуют все: от конфетных оберток до большегрузных машин. И даже приходят с «вечными» двигателями

Мой брат в отрочестве был на диво изобретательным. Вот, скажем, музыкальные открытки. Казалось бы, открытки да и открытки, что с них взять. Нет же, он «потрошил» их нещадно, а потом в нашем доме все кухонные полки открывались под музыку Вивальди. Разве что холодильник не музицировал. У него даже ковры (подумать только!) сами выбивались. В общем, знал бы тогда брат, что есть такой документ, как патент, фамилия наша была бы слишком известна, чтобы ее называть. А интересно, что изобретают и патентуют сегодня наши земляки? С этим вопросом я обратилась к сотрудникам Национального центра интеллектуальной собственности (НЦИС).

Охранная «грамота» — на хенд-мейд

— Некоторые почему-то думают, что патенты — удел лишь тех, кто изобретает вещи, призванные чуть ли не перевернуть мир, — рассказывает Петр Бровкин, и.о. генерального директора НЦИС. — Что ж, если патентное ведомство откроет второго Николу Тесла — прекрасно, но к нам идут не только с вечными двигателями, но и, к примеру, теми же этикетками, наклейками, бутылками… То есть производители защищают упаковку от пиратского использования.

Вообще, есть три вида патентов. Первый (но не по значимости) — патент на полезную модель. Это небольшое изобретение, а вернее даже сказать, улучшение уже существующего устройства, когда творчество проявлено не так ярко. Скажем, в механизм может быть встроена крошечная шайбочка, но она даст такой эффект, что производитель, внедрив усовершенствованное устройство, в разы увеличит прибыль.

Второй вид — патент на промышленный образец. Им признается художественное или художественно-конструкторское решение изделия. Проще говоря, дизайн. То есть если производитель разработал колоритную этикетку для своего лимонада, то неплохо бы ее запатентовать, тем самым защитить дизайн от наглого копирования. Белорусы патентуют самые разные промышленные образцы: от большегрузных автомобилей до конфетных оберток. Скамейки, диваны, двери, сувениры, бутылки, рекламные стенды, орнаменты ткани... Одна мастерица защитила патентом рушники. Можно патентовать даже поделки хенд-мейд — популярное нынче течение, но опять же, если человек задумал коммерчески их использовать. В противном случае смысла в патенте, по сути, нет.

Сейчас развиты IT-технологии, и нередко патентуются корпусы устройств, а также детали и разъемы определенных конфигураций. А еще мебель. В борьбе за потребителя отечественные предприятия защищают модель каждой новой табуретки, а получив патенты, рассылают предупреждающие письма конкурентам, не дожидаясь, пока на рынке появится стул-«близнец».

Изобретатели узнают, что их «новшеству» уже лет 100

Наконец, третий и самый сильный патент — собственно на изобретение. Оно должно быть абсолютно уникальным во всех отношениях. Как говорится, «видел чудеса техники, но такого!». Плюс учитывается его дееспособность, то есть, чтобы эта чудо-штука могла использоваться в промышленности, сельском хозяйстве — да где угодно, лишь бы для пользы человека.

Нередко люди обращаются в патентное ведомство и с удивлением узнают, что их «новшество» уже сто лет как изобретено. Скажем, Иванов подал заявку на патент, а эксперты говорят: «Джон из США уже запатентовал такое устройство, и оно в ходу чуть ли не во всей мировой промышленности».

«Не ново!» — такое заключение эксперты делают не на пустом месте. Они перелопачивают десятки баз изобретений, в том числе иностранных, плюс фонды научно-технических библиотек.

«Не верю!» — такая реакция может возникнуть у изобретателя в ответ на заключение экспертов. И он вправе обжаловать его в апелляционном совете НЦИС. Но обычно правота остается за экспертизой.

Аморально? Не пройдет!

«Продам вечный двигатель, гарантия 8 месяцев». Шутки шутками, но к экспертам центра не раз приходили изобретатели со своими «перпетуум-мобиле». Однажды была заявка всего с двумя строчками: «Формула вечного двигателя: устройство, которое само себя двигает постоянное время». И все, ни больше ни меньше. Причем изобретатель даже пытался обжаловать отказ экспертов в апелляционном суде.

Запатентовать можно и рецепт уникального драника. Только зачем? Ты хоть триста драников слопай — все равно не разгадаешь секрет шеф-повара. Поэтому рестораторы строжайше хранят рецептуру своих «заморских, баклажанных» блюд, не обращаясь за патентами. А вот производители-пищевики защищают патентами рецепты йогуртов, консервов, колбас, печенья и особенно напитков.

Как видим, патентуется множество всяких разностей. С другой стороны, патент получить не так-то просто. Не считаются изобретениями, например, научные теории и математические методы. И еще. Помните, как в кино: «Одумайтесь, товарищ Тимофеев! Прежде чем, понимаете ли, увидеть древнюю Москву без санкций соответствующих органов!»? Так вот, изобретение ни за что не получит патент, если оно противоречит общественным интересам и морали.

В Беларуси реализуется около 15 % всех зарегистрированных изобретений. На деле это не такая уж и маленькая цифра: в других промышленно развитых странах статистика не так уж сильно отличается от нашей. Причиной недееспособности изобретений может быть недостаточный технологический уровень: попросту у предприятий нет возможности их внедрить. Иногда на их реализацию банально не хватает денег или же у изобретателя нет бизнес-модели для продвижения своего творения.

Вот пример успешного использования изобретения. Полоцкий госуниверситет совместно с одной французской фирмой запатентовал способ определения характеристик перегонки нефтепродуктов посредством мини-экспресс-перегонки и устройство для его осуществления. Изобретение реализовано в соответствующих приборах, они продаются в странах Восточной и Западной Европы, США, Азии, Южной Америки. Платежи университету за совместное использование изобретения в 2002 — 2012 годах превысили 613 тысяч евро.

------------------------------------------

В тему

Юрий ЛУКАШЕВИЧ, помощник председателя Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси:

— Заявителями патентов чаще всего выступают научные учреждения. Среди лидеров — Институт физики имени Б.И. Степанова НАН Беларуси, ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике, Научно-исследовательский институт физико-химических проблем. Частные лица составляют около 30 % от всех изобретателей.

За период с 2009 года по 2013-й подано почти 9 тысяч заявок на выдачу патента, больше 800 из них не соответствуют критерию патентоспособности «новизна». Сегодня в республике действует почти 11 000 патентов. Срок действия патента на изобретение может длиться 20 лет, на промышленный образец — 10, полезную модель — только 5.

------------------------------------------

Самые необычные изобретения в мировой практике

Имеется патент на так называемую «церемониальную руку». Эта приятная мелочь в виде пластиковой руки разработана специально для руководителей, вынужденных постоянно проходить через процедуру рукопожатия. Для праздничных случаев предлагаются версии из кости.

Существует специальная ложка для усатых мужчин. Она имеет приспособления, отодвигающие усы во время еды, чтобы они не пачкались.

Устройство для получения пинков для развлечения — есть даже такое! С помощью хитроумной конструкции человек вроде как развлекается, получая пинки, причем частоту «самопинания» он определяет в зависимости от того, насколько быстро крутит ручной привод. Ботинки, которыми он получает пинки, в соответствии с формулой изобретения выполнены из гибкого материала.

Ручная зубная щетка позволяет чистить зубы, чувствуя каждый из них своим пальцем. Заодно можно их и пересчитать.

Слышали о мозговой сирене? Она предназначена для тех, кто засыпает в неподходящих местах в неподходящее время, но хочет быстро просыпаться. Для приведения себя в бодрое состояние нужно укусить тонкий кончик вибрирующей палочки. Вибрации передаются мозгу, и человек безболезненно просыпается. Великолепная зубо- и мозгодробилка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter