О чем расскажет личная печать Евфросинии Полоцкой

И мир, и клир

Накануне своего 1153-летия самый древний город страны получил бесценный подарок: при раскопках у стен церкви Спаса студентка нашла личную печать преподобной Евфросинии Полоцкой. Для человека верующего — чудо, знак небес, для ученого — артефакт, свидетель эпохи, для туриста — повод к поездке. 




Уже много лет 5 июня все дороги в Полоцке ведут в монастырь. Людская река останавливает транспорт и течет от Святой Софии к Спасо-Преображенской церкви — по пути юной княжны, внучки Всеслава Чародея, имя которой еще 900 лет назад стало символом города. В обитель, основанную преподобной, съезжаются тысячи паломников и высшее духовенство — епископы, архиепископы, экзархи. 

В этом году полочане пошли на эксперимент и впервые попытались к духовному празднику добавить светские мероприятия, рассказал заместитель председателя райисполкома Петр Петкевич: 

— Никогда ранее мы не имели смелости назвать праздник Евфросинии Полоцкой светским хотя бы наполовину. Чтить память преподобной всегда было прерогативой церкви. Однако Евфросиния играла большую роль не только в духовной, но и в светской жизни, каждый полочанин обращается к ней как к своей заступнице. Чувствуя это, мы подумали: почему бы не сделать праздник для всех? Пусть верующие и неверующие вспомнят, что жила на этой земле великая женщина. Вот смотрите: те, кто верует, стоят на длительной службе, а кто не может, уже ушли. Зато они с большим желанием посмотрят концерт в честь Евфросинии или выставку о ней в музее книгопечатания. 

Выстоять литургию под открытым небом и впрямь непросто, особенно если ты турист, а не паломник.

— Когда это кончится и пустят ли потом людей в собор? — спрашиваю у женщины с девочкой на руках.

— Не знаю, мы первый раз здесь.

— Издалека приехали? 

— Нет, местные, это сестра с сыновьями паломничает, она часто приезжает из Витебска и все тут знает, а мы только сейчас выбрались, хотя, конечно, легче прийти в обычный день, когда очереди нет. 

— В праздник благодати больше и мощи в этот день необыкновенную силу имеют, — говорит бабушка, стоящая прямо за нами, и крестится, глядя в облака. 

...Очередь в храм не движется. Солнце печет, во рту пересохло, ноги уже деревянные, хочется уйти. Поговорив с охранником, священник вне очереди проводит старушек, слева милиционеры пропускают инвалида, потом мам с малышами. Мы стоим в пяти шагах от ограждения почти час и не продвинулись даже на метр. Как это все выдерживают пожилые люди, загадка.


Находка доказывает, что Евфросиния была не только важной духовной фигурой, она обладала авторитетом не меньшим, чем правители этих земель. В те времена скреплять документы личной печатью было прерогативой только князя и епископа

Наконец начинается движение. Каждые 10—15 минут сквозь ограждение проходят по несколько человек. Время тянется невыносимо медленно. До автобуса два часа: успеем — не успеем? А в плане еще музей, хочется и в художественную галерею забежать, там выставка уникальная... 

— Родные, пропустите, пожалуйста, мы из России, дорога дальняя, от группы отстали — нас троих весь автобус ждет, — робко обращается к очереди женщина в белом платке. 

Толпа молча расступается, и какие-то шустрые люди успевают проскочить в храм вслед за россиянками. 

— Не могут люди терпеть, надо пропустить, значит, — себе под нос комментирует пожилая паломница. — А мы можем, мы постоим.

В этот момент верующие, читавшие акафист у церкви Спаса, заканчивают молитву и рекой направляются к нашей очереди, выстроившись длинным хвостом. Понимая, что нам повезло оказаться в начале огромного потока, твердо решаем: “Будем ждать, когда еще тут окажемся...” Уже в храме разговорилась с теми самыми россиянками. Они благодарят: 

— Спасибо, что пропустили. Мы из Великих Лук. Я сама полочанка, тут вся родня. Раньше поезд к вам ходил, теперь его отменили, так мы сбрасываемся и заказываем микроавтобус, чтобы хоть раз в год к Евфросинии выбраться. А если удается три дня в монастыре потрудиться, словно на небесах побывала — крылья за спиной вырастают. 

Не очень понимая, что и как надо делать, мы с коллегой, как все, прикладываемся к иконе, знаменитому Кресту Преподобной, ставим свечи за близких, склоняемся к раке с нетленными мощами. Времени почти нет, но надо же зайти и в саму Спасо-Преображенскую церковь, в которой сохранились аутентичные фрески XII века. Можно сто раз прочитать об этом или посмотреть видео, но когда смотришь на бледные лики святых, куда-то пропадают вся суета и цинизм современного мира. И уже не кажутся странными бодрые бабушки с молитвословами в руках. 

Настоятельница Спасо-Евфросиниевского монастыря игуменья Евдокия сказала как-то, что подобное чудо, когда 900 лет не стерли с лица земли крошечный храм и в нем живы еще фрески того времени, мы можем видеть благодаря духовной жизни преподобной Евфросинии. 

В последнее время Спас еще и “заговорил” с нами на языке материальном, раскрывая рисунки и надписи святой, давая возможность проникнуть в душу людям, жившим столетия назад, — понять, во что они верили и что их волновало. А свинцовая печать, которую в мае нашли в одном из склепов у стен церкви, подтвердила предположения историков, говорит проректор по учебной работе Полоцкого государственного университета доктор исторических наук Денис Дук:

— Находка доказывает, что Евфросиния была не только важной духовной фигурой, она обладала авторитетом не меньшим, чем правители этих земель. В те времена скреплять документы личной печатью было прерогативой только князя и епископа. Для игуменьи монастыря это абсолютное исключение из правил. Кстати, первую печать нашли еще в 1998 году, но отпечаток изображения был смещен, имя владельца не читалось. Поэтому идентифицировать печать, связать ее с именем конкретного исторического персонажа мы не могли. 

На этот раз надпись “Боже, помоги рабе своей Евфросинии” читается полностью. Чуть позже студенты нашли еще и епископскую печать. Артефакты свидетельствуют, что в монастыре активно велась деловая переписка. Значит, роль монастыря в жизни этой территории выходила далеко за рамки религиозной жизни, он был значимым социально-политическим центром. И хотя ученые оперируют сухими фактами, отделаться от мистических мыслей просто невозможно: как только древний город решил праздновать именины в день памяти святой Евфросинии, объединив мир и клир, подвижница словно одобрила эту идею своей актовой печатью.

infong@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter