И МиГнуть не успеем

Качество российского военного экспорта впервые поставлено под сомнениеНаступивший 2008 год начался для российского оружейного экспорта с двух неприятных инцидентов. Сначала Алжир принял решение вернуть нам 15 самолетов МиГ-29 СМТ, купленных в 2006–2007 годах. Таким образом североафриканская страна выразила свое недовольство некондиционным военным продуктом. По сути, полагают эксперты, поставлен под сомнение весь объем военно-технического сотрудничества между двумя государствами. А это, ни много ни мало, 7 миллиардов долларов.

Между тем российские экспортеры вооружений считают, что претензии алжирцев во многом надуманны. Все машины перед отправкой на южный берег Средиземного моря принимали здесь алжирские специалисты. Они же проверяли качество и комплектность летучего «товара» сразу по его прибытии в страну. Даже начали у себя эксплуатацию самолетов. Как можно после этого говорить о каких-то рекламациях, тем более о присутствии на самолетах «бывших в употреблении запасных частей» или агрегатов, покрытых ржавчиной, на что упирают алжирцы, если раньше этого никто не видел?! Но эти риторические вопросы уже не имеют большого значения. Алжирцы свое слово сказали.
Примечательно, что это первый подобный инцидент. Ранее ни один иностранный заказчик на закупаемое в России вооружение не жаловался. Но все когда-нибудь случается впервые.
Не исключено, что вслед за Алжиром могут возникнуть проблемы еще с одним постоянным клиентом российской оборонки – Индией. По крайней мере, в последнее время ходят упорные разговоры, что индусы якобы намерены отказаться от авианосца «Адмирал Горшков». Сдача этого корабля «Севмашем» заказчику перенесена с 2008-го на 2012 год. По сообщениям информагентств, завод предложил «Рособоронэкспорту» получить от ВМС Индии дополнительное финансирование на достройку корабля. Но переговоры пока идут и неизвестно, чем завершатся.
Прокомментировать все эти тревожные события мы попросили заведующего аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александра Храмчихина:
– Несмотря на то что Россия уже 17 лет существует как независимое государство, она продолжает продавать советское вооружение, которое до определенной степени уже устарело, – говорит эксперт. – Вот почему мы явно начинаем терять рынки Индии и Китая, а постепенно будем сдавать свои оружейные позиции и в менее развитых странах, типа Алжира. Они хоть не такие мощные, но все-таки тоже себя уважают и не хотят уже брать все подряд.
– А чем индусам так не угодил наш «Горшков»?
– Ситуация в общем-то интересная. Строго говоря, у нас нет ни корабля, ни самолетов для него – МиГ-29К. А мы им все это уже продали. Судя по всему, скандал по поводу корабля уже начался, но впереди нас ждет не менее громкое разбирательство по поводу самолетов.
– Странно, какие могут быть разбирательства, если, как говорят, уже этим летом первая группа индийских военных пилотов должна приехать в Россию осваивать МиГ-29К?
– Чтобы понять происходящее, надо знать историю вопроса. За предыдущие годы индусы хорошо овладели и даже, можно сказать, полюбили базовый сухопутный вариант микояновской машины. Поэтому, конечно, им было соблазнительно вместе с покупкой авианосца получить и палубную модификацию истребителя, к которому они давно привыкли и знают все его возможности, как говорится, «от» и «до». Но на самом деле вся проблема заключается в том, что самолета МиГ-29К как такового в законченном виде практически не существует. Его начали создавать еще на закате СССР, но под совершенно иной класс авианесущих кораблей – таких, как «Адмирал Кузнецов», наш единственный на сегодня авианосец (точнее, авианесущий крейсер), базирующийся на Северном флоте. Для кораблей же класса «Горшкова» этот самолет совершенно не предназначен – «Горшков» для него слишком маленький.
– Если не ошибаюсь, «Горшков» ведь строился под «вертикалки»?
 – Совершенно верно, по изначальному замыслу авиакрыло подобных кораблей должны были составлять самолеты с вертикальным взлетом – Як-38 и Як-141, которых у нас также нет. Як-38 еще в 90-х годах был снят с вооружения. Что же касается Як-141, то он так и не был доведен до логического завершения. Построили лишь две опытные машины. После чего тему вообще закрыли. Но самое главное, что и от МиГа-29К мы тоже отказались в начале 90-х.
– Почему?
– Главным образом из-за чрезвычайно скудного финансирования оборонных программ и размытой военной доктрины. Когда стало ясно, что у независимой России будет один «Кузнецов», а строительство других авианосцев в ближайшие десятилетия не предвидится, то решили в качестве основной корабельной машины оставить Су-27. И надо сказать, что на тот момент такой подход выглядел оправданным: все-таки иметь два типа палубных самолетов для одного корабля – слишком большая роскошь. В итоге МиГ 29-К был вообще забыт. И вдруг теперь, после 16 лет забвения, его решили реанимировать под совершенно неподходящий корабль. 
– Насколько, по вашему мнению, велика вероятность разрыва контракта?
– Скажем так: я буду очень удивлен, если индийцы вдруг этого не сделают. И тогда это будет самый большой скандал в истории нашего военного экспорта и наших отношений с Индией. 
– В «алжирском деле», насколько можно понять, ситуация осложняется вмешательством третьей стороны. А именно – Франции, которая взамен наших МиГов якобы предлагает Алжиру купить у нее крупную партию истребителей «Рафаль»…
– В принципе одно другому не мешает: конкуренция в оружейном бизнесе была, есть и будет. В этом нет ничего удивительного, чтобы еще обижаться на кого-то. Если бы у нас были хорошие самолеты, то никакие французы не помешали бы нам вести дела так, как мы того хотим. Особенно учитывая тот факт, что алжирские ВВС уже имеют на вооружении МиГ-29.  Естественно, им было бы удобнее и выгоднее продолжать покупать у нас те истребители, которые они хорошо знают, чем брать их у французов.
– Но ведь «Рафаль» ничем  не лучше МиГа?
– Безусловно, не лучше. Это самолеты примерно одного класса и одного поколения. Поэтому однозначно здесь сложно сказать, что сыграло главную свою роль: конкуренция или неудовлетворительное техническое состояние поставленных алжирцам самолетов.
– И все-таки, как можно оценивать оба эти инцидента – как частные случаи или тревожный симптом?
– Скорее можно говорить уже о вполне определенной тенденции, связанной с ухудшением качества продукции отечественного ВПК. И надо это наконец понять и перестать заниматься навязчивыми поисками врагов. Беда в нас самих. Потому что, повторю еще раз, конкуренция на мировых рынках оружия была, есть и будет. Но если делается нормальная продукция, она спокойно продается.
– А почему падает качество?
– Потому что утрачиваются технологии, стареют квалифицированные кадры рабочих, чей средний возраст сегодня приближается к пенсионному. А полноценной замены им нет. Плюс – у нас внутри страны нет никакого контроля. В результате – диктат производителя над потребителем в этой сфере стал практически абсолютным. Но если на внутреннем рынке это еще сходит с рук, то на внешнем, как видим, начинают появляться серьезные проблемы. Убежден, что инциденты с МиГами и «Горшковым» – только первые звенья в неприятной цепи. За ними обязательно последуют новые.
– Вы обронили фразу, что мы уже потеряли Китай в качестве оружейного клиента и теряем Индию. Что значат ваши слова?
– Только то, что я сказал.
Что касается вооружения, то две эти страны уже полностью исчерпали ресурс импорта советского оружия. Теперь им нужны принципиально новые технологии, которых мы им предложить не можем, поскольку у нас их в общем-то нет. По сути, мы продолжаем выгребать советские остатки. Доводим до «серийного» ума разработки, которые были начаты еще в те времена, а потом, после развала Союза, заморожены по тем или иным причинам. В первую очередь, конечно, из-за отсутствия средств.
Пример – истребитель-бомбардировщик Су-34. В прошлом году он наконец вроде бы пошел в серию. И сколько было шума – самолет выдавался чуть ли не за последнее слово в боевой авиации. Хотя на самом деле он был создан еще в 80-е годы прошлого века. Первый полет опытной машины состоялся в мае 1989 года. И говорить теперь, что он – новейший... А впрочем, чего только ни сделаешь ради политического пиара.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter