И люди к тебе потянутся…

В борьбе за персонал лучшая стратегия для нанимателя – гуманность

В жесткой борьбе за персонал лучшая стратегия для нанимателя – гуманность

Прагматизм, а вовсе не исключительное человеколюбие заставляет компании все активнее приобщаться к ценностям корпоративной социальной ответственности (КСО), подчеркивают эксперты. Перечень «адресатов» такого гуманного отношения очень широкий: потребители товаров и услуг, партнеры, общество в целом, государство, окружающая среда… И, пожалуй, первый по значимости в этом списке – собственный персонал компании. В мировой практике существует немало примеров, когда управление человеческими ресурсами с позиции социальной ответственности позволяет не только укреплять корпоративный имидж, но и получать при этом немалую выгоду.

Фактически квалифицированный персонал становится объектом международной конкуренции. Например, литовские бизнесмены с сожалением вспоминают, что мало задумывались о сохранении своего кадрового потенциала до вступления страны в ЕС, и как только открылись границы, лучшие специалисты перекочевали в зарубежные компании. Поэтому сегодня литовские партнеры советуют белорусам: окружите заботой своих работников, создавайте для них необходимые условия, ведь далеко не каждый хочет менять страну проживания ради более внушительного «куска хлеба». По большому счету, система взаимоотношений с персоналом включает в себя множество составляющих: создание рабочих мест, достойные условия труда и сохранения здоровья, справедливая и прозрачная система оплаты и стимулирования, доступ к обучению. А в условиях кризиса особую актуальность приобрел такой момент, как возможность снижения риска остаться без работы и средств к существованию. Так, в развитых странах компании, которые объявляют себя социально ответственными, не остаются безучастными к людям, попадающим под сокращение. Известен пример крупной организации в Германии, которая в процессе реструктуризации была вынуждена отказаться от услуг большого количества сотрудников, но руководство пошло на затраты, создав для них бизнес-инкубатор, выделив гранты на переобучение и субсидии для старта в качестве предпринимателей. Несколько позже, когда дела пошли в гору, компания стала размещать заказы на этих небольших предприятиях, повысив таким образом конкурентоспособность своего бизнеса.

Что такое социально ориентированный подход к персоналу, в белорусских компаниях знают не понаслышке. И это движение началось задолго до создания в стране локальной сети инициативы ООН «Глобальный договор», продвигающей принципы КСО (на сегодняшний день к ней присоединилось более 70 отечественных организаций). Тем не менее в рамках международной инициативы работа по внедрению социальных стандартов поставлена на системную основу. Одно из последних направлений – вовлечение в процесс малоимущего населения. «В Беларуси нет абсолютной бедности, поэтому мы говорим о предотвращении этого явления, дальнейшем повышении жизненных стандартов, — поясняет координатор проектов Программы развития ООН Людмила Истомина. – И мы хотим, чтобы бизнес рассматривал малоимущее население как потребителей услуг, наемных работников, потенциальных предпринимателей». Существуют целые категории людей, наиболее уязвимых с точки зрения возможности заработать. В первую очередь это население малых городов и сельских населенных пунктов, а также молодежь, лица предпенсионного возраста… Почему бы не продвигать бизнес в регионы? Сегодня в мировой практике становятся очень актуальными интегрированные цепочки создания стоимости, когда часть заказов размещается на условиях аутсорсинга, субконтрактинга на предприятиях малого и среднего бизнеса. Один из показательных примеров, когда бизнес получил серьезную выгоду, привлекая малоимущее население, — текстильная промышленность Турции. Сегодня эта отрасль переживает небывалый бум, и во многом благодаря тому, что владельцы фабрик стали снижать издержки, создавая маленькие, но эффективные точки пошива одежды вдали от крупных промышленных центров, в небольших городах и поселениях. Кстати, по этому пути идут сегодня и крупные предприятия белорусского легпрома… «Мы призываем представителей бизнеса создавать такие «окна» для малоимущих людей, рассматривая их не как получателей благотворительной помощи, а как производителей, поставщиков, дистрибьюторов, продавцов», — поясняет Людмила Истомина.

Развивая эту тему, начальник управления политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Николай Кохонов прогнозирует: «Реализация планов по модернизации белорусской экономики повлечет за собой оптимизацию кадрового состава предприятий, поэтому некоторого сокращения численности работников не избежать, что может привести к росту безработицы». Один из путей решения проблемы – усилить работу по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников, считают в министерстве. «Но вопрос в том, кого учить, как, где и кто будет этим заниматься», — резюмирует Николай Кохонов. Так, например, на рынке труда продолжает усиливаться дефицит квалифицированных рабочих рук: престиж рабочих специальностей крайне низок, особенно среди молодежи. В Минтруда считают, что государство и бизнес могут объединить усилия, занимаясь переподготовкой специалистов. При этом не исключается вариант создания специальных учебных центров в дополнение к уже действующим учреждениям профобучения.

«Мы должны вовлекать в экономическую деятельность тех людей, которые испытывают определенные трудности с поиском работы, — считает Николай Кохонов. – Это тоже наша ресурсная база, и здесь мы опять говорим о необходимости профессиональной подготовки». По его информации, на сегодняшний день уже подготовлены изменения в Трудовой кодекс, где предусматриваются отдельные нормы, связанные с обучением на производстве. Речь идет в первую очередь о поддержке молодежи и лиц предпенсионного возраста, инвалидов… Не всегда принимаются в экономический расчет и люди, которые временно выпали из жизни общества, оказавшись в местах лишения свободы или лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП). «Надо не закрывать на них глаза, а дать возможность работать и обеспечивать себя», — резюмировал Николай Кохонов. Что касается поддержки предпринимательства, то сегодня есть возможность начать свой бизнес, получив поддержку государства, в том числе финансовую, из средств Фонда социальной защиты. В частности, возмещаются расходы, связанные с обучением, проживанием, проездом, разработкой бизнес-планов (Минтруда готовит такие планы по наиболее востребованным видам деятельности). Кроме того, начинающему предпринимателю могут быть предоставлены безвозвратные субсидии с условием, что он в течение года зарегистрируется и приступит к работе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter