Как в Новополоцке один человек возрождает батлейку и театр теней

И куклы так похожи на людей

За плечами Андрея Ретикова сотни отыгранных кукольных спектаклей в различных уголках нашей страны. Он один из немногих, кто сегодня возрождает древнейший жанр белорусского искусства — батлейку. Более того, он восстановил «жлоб» — театр теней, популярный полтора века назад.

Куклы на палочке перемещаются по сцене по желобам

Первый спектакль


Народный театр кукол «КапялюШ», созданный Ретиковым, занимает пол-этажа в новополоцком Центре ремесел и традиционной культуры. Здесь можно проследить за каждым этапом создания кукольного спектакля. В одном кабинете — деревообрабатывающие станки, эскизы и хаос, свойственный людям творческим. В другом — разнообразие кукол и игрушек, здесь Андрей и знакомит детишек с батлейкой. Есть тут и собственный мини-театр со сценой, стульями для зрителей и всем необходимым оборудованием.

Андрей Ретиков — улыбчивый, жизнерадостный и творческий человек, который предан своему делу на все сто процентов. По образованию — филолог, но режиссерские способности имеет с детства. Будучи маленьким, он лепил фигурки из пластилина и разыгрывал на листах фанеры разные сценки. А свой первый кукольный спектакль поставил в 1996 году на площади Новополоцка по случаю празднования Дня города:

— Как-то сидел я в мастерской художника, а на столе у него лежала сшитая кукла на руку. Я взял ее и непроизвольно начал озвучивать. Знакомый художник оборачивается и говорит: если после этого я не поставлю кукольный спектакль и не покажу детям, буду очень не прав. Так вскоре сшили несколько кукол, на ширме сами нарисовали декорации и поставили пьесу «У лясным гушчары». А в этом году театру «КапялюШ» исполнился уже 21 год.

Андрей РЕТИКОВ предан своему делу на все сто процентов.

Увлечение батлейкой


Батлейку Андрей Ретиков впервые увидел в 1997 году в «Беларускай хатцы», очень впечатлился и тоже решил попробовать себя в этом деле. Театр зародился в XVII веке и вплоть до XIX века показывал библейские сюжеты. Со временем батлейка ушла из церкви и попала в руки ремесленников, которые дополнили ее бытовыми сценами. Такие спектакли показывают в двухъярусном ящике с открывающимися дверцами, где куклы на палочке перемещаются по сцене по  желобам.

Ретиков сам мастерит необходимые детали для представления и озвучивает марионеток тоже один. Бывает, признается, играет 22 персонажа, выходит на поклон, а зрители с удивлением спрашивают: «Так, а остальные где?» В подтверждение своих слов кукольник тут же разыгрывает сценку из батлейки «Каляды пана Кубліцкага і Заблоцкага». Сценарий он написал по мотивам пьесы Петра Васюченко «Жылі-былі паны Кубліцкі і Заблоцкі». Верхний ярус встроен в шкаф. Персонажи рассказывают историю на нижней сцене, а во сне попадают в батлейку, где происходят чудеса.


Дети — самые непредсказуемые зрители

Чаще всего аудитория кукольных спектаклей Андрея Ретикова — дети. Батлейщик после каждого представления разрешает ребятам потрогать кукол, рассмотреть поближе декорации и даже поиграть. С такой публикой у мастера связано много интересных историй. Батлейщик ездит по самым отдаленным населенным пунктам страны, чтобы повеселить детишек. Так, однажды он ставил спектакль в школе, в которой было всего шестнадцать учеников.

— Они удивились, что мы приехали. Учителя спрашивали: «Рентабельно ли это?» Ну, за вырученные деньги мы смогли машину заправить, — улыбается Андрей Ретиков. — Но не это главное. Удивительно, что приезжаешь в деревеньку, а дети там не видели в жизни ни спектаклей, ни кукол таких. Все 45 минут действа они сидят с открытыми ртами. Через пару лет приезжаешь к ним снова, а они помнят и как тебя зовут, и о чем была постановка! А дело в том, что больше никто к ним не заезжал.

Андрей признается, что импровизация в кукольном театре и батлейке — частое дело. Периодически он дополняет спектакли сюжетами и шутками из жизни, которые будут близки современному зрителю. Только в этом деле с детьми важно не заиграться, уверен он. Однажды во время спектакля в социальном приюте он так расшевелил детскую публику, что ребята через 10 минут просунули головы в декорации:

— А бывает, что ребенка рассмешит внешний вид куклы или шутка, и он начинает громко смеяться. Смеется минуту, пять минут, больше. Остальные вокруг тоже начинают хихикать. И ты уже сам за кулисами еле сдерживаешься!

 «КапялюШ» сегодня


Сейчас у театра «КапялюШ» два направления деятельности: батлейка и театр кукол. Последних у Андрея огромное количество — разных размеров и сделанных из разных материалов. Одним из самых популярных проектов был мобильный театр кукол «Жан и Пьер». Два года он с командой ездил с большими ростовыми куклами по городам и деревням.

А на фестивале «Нябёсы» в этом году кукольник представил уникальный спектакль «Неба і зямля». Он восстановил вид батлейки, который называют «витебские жлобы». «Жлоб» — это театр теней, популярный в Витебской губернии полтора века назад. Батлейщик зажигает свечку, и образы кукол по очереди появляются на полупрозрачной стенке-экране. Последняя такая батлейка хранилась в краеведческом музее Витебска и сгорела во время Великой Отечественной. Остались лишь подробное описание и рисунки батлейки, по которым в новополоцком Центре ремесел и традиционной культуры Ретиков и реконструировал ее. В планах у мастера — создание музея и совершенствование своих кукольных постановок.

Фото автора

 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter