И кортик за зрелость

Как чекисты не дали «уйти» чертежам в иракское посольство

«Наградить именным холодным оружием!..»

Заместитель начальника управления контрразведки КГБ Беларуси полковник Викентий Летун в середине девяностых также удостоился такой чести

Чем только люди не зарабатывали себе на жизнь на огромных просторах СНГ в начале — середине девяностых годов двадцатого столетия. Казалось, мир сошел с ума: все вдруг бросились торговать. Торговали всем. Не стали исключением и государственные секреты.

Длинные очереди автобусов с «челноками» и их сумками с разнообразным товаром стояли по обе стороны границы. На границе с Польшей туристы с баулами забивали трассу на расстояние в 7 километров. Ждали по нескольку суток, случалось, платили мзду таможне. Да и сама государственная граница все более превращалась в дырявое сито, вокруг которого иные «люди со связями» сколачивали себе целые состояния.

— Существовали целые группы с организаторами и проводниками, которые неплохо зарабатывали себе на жизнь на индустрии переброски нелегальных мигрантов через границу, — рассказал Викентий Летун, служивший с 1985 года в Гродно начальником отдела контрразведки. — Границы с Литвой практически не было. Не было должной управляемости. Литва, не имея собственных полезных ископаемых, занимала первое место в мире по экспорту цветных металлов. Груженые фуры в ее сторону фактически шли непрерывным потоком… Близость границы, конечно, накладывала отпечаток на специфику службы чекистов: много внимания уделяли оперативному прикрытию государственной границы.

Однажды сотрудники Комитета госбезопасности получили информацию о том, что некий гражданин предложил западным спецслужбам купить известные ему военные секреты. В пылу всеобщего стремления извлечь прибыль из чего только возможно он также решил получить свой «кусок пирога».

Из Сморгонского района в одно из зарубежных посольств пришло письмо с соответствующим предложением о продаже военной тайны. Этой информацией располагали белорусские чекисты. Заместитель начальника управления контрразведки Викентий Летун с группой сотрудников выехал в Сморгонь…

— Поскольку речь шла о военных секретах, в первую очередь работали с бывшими военнослужащими элитных войск, любая информация о которых была интересна западным спецслужбам, — пояснил Викентий Иосифович. — Вскоре вышли на человека, который, действительно, мог обладать весьма специфическими знаниями. Возникли новые сложности: как подобраться к нему, не вызывая подозрений? Офицер запаса проживал в сельской местности, где всем и обо всех практически все известно.

В итоге оперативная разработка сотрудников Комитета госбезопасности завершилась арестом. Был суд, по приговору которого обвиняемый получил 10 лет лишения свободы.

На вопрос, что толкнуло его, человека, облеченного доверием государства, на такой поступок, торговец секретами объяснял, что во всем виновата нехватка денег.

Грамота КГБ СССР за подписью его тогдашнего председателя В. Крючкова с формулировкой «За инициативу и настойчивость, проявленные при подготовке и проведении оперативного мероприятия, и достигнутые при этом положительные результаты» и сегодня напоминает уважаемому ветерану о том деле.

…Преподаватель Гродненского университета стремился к быстрейшему внедрению своего научного изобретения в практику. Однако детище доктора наук никак не могло пробить себе дорогу. Везде, куда бы он ни обращался, отвечали, что надо, мол, еще подождать, время такое…

Устав от бесконечных «подожди», ученый задумал передать свои разработки летательного аппарата в иракское посольство. Не осталась и эта затея ученого мужа без внимания и оценки сотрудников КГБ. Решили ограничиться предупреждением, пояснил Викентий Иосифович.

А сколько в то время таможенники и пограничники находили «ничейных» старинных икон, военных орденов, экзотических животных в поездах, следовавших на Запад...

В 1994 году полковнику В. Летуну предложили должность заместителя начальника контрразведки Беларуси. Кстати, именно за эту работу он с небольшой группой офицеров КГБ и получил в клубе Дзержинского из рук первого Президента нашего государства свой именной кортик.

Родился Викентий Летун на Узденщине накануне Великой Отечественной войны. Был шестым ребенком в семье. Отец ушел на фронт. С сурового военного детства привык честно трудиться. Закончил школу, строительное училище, работал каменщиком. Срочную армейскую службу нес на пограничном сторожевом корабле. В городе Молодечно возглавлял комсомольскую организацию. В 1970 году поступил в Высшую партийную школу, после окончания которой его пригласили на службу в КГБ. Начинал старшим оперуполномоченным, затем семь лет работал секретарем парткома на правах райкома. В 1985 году уехал начальником отдела контрразведки в Гродно…

Семья Летун была большой и дружной — 11 человек. Родители вырастили и воспитали девятерых детей — троих братьев и шесть сестер.

Мать прожила 99 лет и семь месяцев, пережив отца почти на 27 лет.

— На выбор пути повлияли время, семья, трудолюбие, когда все помогали друг другу. В КГБ пришел по прямому зачислению, потом был направлен в школу чекистов, — пояснил Викентий Летун. — Тогда, в 1970-е годы, ВЧК вызывала у кого страх, у кого уважение. Прельщала таинственность службы. Были знакомые, которые рекомендовали меня.

К сожалению, не все и не всегда получалось гладко. В Свислочском районе строился огромный оперативный автономный пункт управления Западной группой войск. С развалом великого и могучего государства и прекращением незавершенного строительства туда потоком ринулись представители российских фирм и иже с ними и выдирали все, что блестело. Неоднократные предложения тогдашним руководителям республики о прекращении этого безобразия и хотя бы взятии под охрану такого ценного объекта наталкивались на полнейшую беспомощность. Они лишь разводили руками, а принятие решения откладывалось… Было и это. Из песни слов не выбросишь, не без сожаления констатирует полковник КГБ в отставке.

— С другой стороны, у нас не было нынешней заносчивости молодежи. Мы были более доступны и внимательны к другим. Хотя сегодняшние парни и девушки, безусловно, стали гораздо грамотнее нас, — поделился своими наблюдениями заслуженный ветеран. — Поговорить с внуками по душам — одно удовольствие. Но плохо то, что трудовой закалки у них нет. Считаю, это не совсем правильно. Ведь компьютер голову и руки человека не заменит…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter