И Корольчик, и Нагейкина

Почему к нам едут? "Или умейте побеждать, или умейте дружить с победителем", - так советовал свободолюбивым жителям Афин Фокион.
Почему к нам едут?

"Или умейте побеждать, или умейте дружить с победителем",

- так советовал свободолюбивым жителям Афин Фокион. Человек, которого, по утверждению Плутарха, никто не видел ни смеющимся, ни плачущим и которого афиняне за рассудительность и справедливость 45 раз выбирали своим стратегом. Сегодня, когда умение побеждать на спортивных площадках стало в мире вопросом большой государственной политики, совет античного философа и полководца весьма актуален. Более того, он творчески осмыслен и беспощадно воплощается.

Никогда, пожалуй, за всю современную историю спорта не было такого массового переселения на постоянное место жительства чемпионов и призеров крупнейших международных соревнований из одной страны в другую. Добровольно и по собственному желанию. Конечно, подобные переезды были раньше. Но, к примеру, Александра Алехина, первого чемпиона Советской России по шахматам, гражданская война и новые порядки в стране вынудили перебраться во Францию. И, кстати, уже имея французский паспорт, он стал чемпионом мира. Знаменитого австрийского мастера настольного тенниса Ричарда Бергмана, как, между прочим, и других спортсменов, приход гитлеровцев заставил в 1939 году перебраться в Великобританию. И уже как гражданин этой страны он побеждал далее в мировых чемпионатах и заработал планетарную известность своими показательными выступлениями в одной программе с американской профессиональной баскетбольной труппой "Гарлем глоббтроттерс". Разного рода политические катаклизмы вызвали передвижения по миру известных венгерских, потом чешских спортсменов. Из Советского Союза убегали на Запад не только дипломаты, артисты Большого театра, но и фигуристы Белоусова и Протопопов, шахматист Корчной. А с распадом СССР границы открылись и началось массовое паломничество мастеров и гроссмейстеров по всему миру. Всемирные шахматные Олимпиады стали едва ли не открытым первенством Союза, где за Испанию "морщил лоб" Широв, за Германию - Юсупов, за Францию - Спасский (он, правда, офранцузился несколько раньше), за Израиль - Гельфанд и т.д. и т.п. Бывшие советские борцы и штангисты укомплектовали сборные Турции, Германии, Греции. Внесли свой вклад в данный переселенческий процесс и ранее прописанные в Беларуси спортсмены. О Борисе Гельфанде мы уже упоминали, там же, на "земле обетованной", оказалась теннисистка Анна Смашнова, в Австралии - прыгун с шестом Дмитрий Марков, его коллега Андрей Тивончик - в Германии. На историческую родину, в Финляндию, уехал многоборец Эдуард Хямяляйнен. За сборные России стали выступать гандболист Александр Тучкин, футболист Сергей Горлукович, баскетболистка Ирина Сумникова. Впрочем, не меньшие потери понесла и Украина, не говоря уж о России, которая в силу своих масштабов поделилась со всем миром тысячами спортивных талантов.

Однако в последние годы в нашей стране данный миграционный процесс диаметрально изменил свое направление. Теперь едут не из Беларуси, а в Беларусь. Кто они для нас - свои или примаки, ставшие белорусами в силу жизненных обстоятельств? Чьи спортивные достижения для нас дороже - уроженки Свислочского района Янины Корольчик или живущей в Санкт-Петербурге и выступающей за Беларусь Светланы Нагейкиной? Что думают известные белорусские тренеры и специалисты о практике привлечения в национальные команды Беларуси по различным видам спорта спортсменов из-за рубежа? Об этом они сегодня рассуждают в "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter