17 декабря - День белорусского кино

И корабль плывет

17 декабря — День белорусского кино. В те декабрьские дни 1924 года в Ленинграде у канала Грибоедова начали работу первые съемочные группы кинофабрики «Советская Беларусь» треста «Белгоскино». Между собой будущие кинематографисты называли это место «фабрикой–втузом», поскольку там сразу же на практике учились все: будущие режиссеры, операторы, сценаристы, актеры, инженеры, звукооператоры, монтажеры. Одна из первых картин, которую снимал подающий надежды Юрий Тарич, символично называлась «Путь корабля». Молодого режиссера так и называли «наш капитан». Его имя стоит в титрах первой игровой картины в истории белорусского кино — фильма «Лесная быль».


Киностудия «Беларусьфильм», возникшая в 1946 году в Минске, является «наследницей по прямой». Как и в период «Белгоскино», так и позже зрительским успехом будут пользоваться фильмы о борьбе: с врагами, за лучшую долю, за личное счастье. Популярное в течение всего советского времени понятие «положительный герой» означало образ героя–борца, того, с кем и с чьими делами, поступками ассоциировалось слово «правда» — общественная, историческая, моральная. По сути, это был самый главный герой и самый главный нравственный посыл в течение всей истории «Беларусьфильма». В том действительно была своя правда: без такого героя, без четких положительных императивов невозможно было выжить ни в одном историческом периоде. А таких периодов как в истории страны, так и в истории отечественного кино предостаточно.

Даже в лихие 1990–е, когда все рухнуло — единая страна, единый бюджет, лучшая в мире система кинопроката, одинаковое для всех понимание ценностей, — в Беларуси фильмы создавались. Появилось независимое кино. Михаил Пташук «рванул» со своим «Кооперативом «Политбюро» — первым трагическим кинофарсом. Валерий Рыбарев снял самый кассовый фильм «Меня зовут Арлекино», билет на который трудно было заполучить, и ушел в молчание. Валерий Рубинчик уехал в Москву, быть может, для того, чтобы понять: лучшее было им создано в Минске. Вячеслав Никифоров снял своего «Рейнджера из атомной зоны» и тоже уехал в Москву. Уже из России мы будем встречать и «На безымянной высоте», и «Палача». Взойдут звезды культовых документалистов Галины Адамович и Виктора Аслюка. Как жаль, что в те же годы так рано оборвалась жизнь одного из лучших наших документалистов Аркадия Рудермана. Это он впервые снял фильм о парадоксальных зигзагах времени, объявленных свобод и гласности. В то время, когда так активно стали заполняться фактами «белые пятна истории», в нашей стране имя Марка Шагала по–прежнему оставалось под запретом.

«Беларусьфильм» по–прежнему существует, там по–прежнему снимается кино. Впечатление, что студия «разворачивается» в сторону фабрики. И это тоже прежняя традиция. Но мало кто из жителей страны что–нибудь скажет о нашем кино. Даже самый «продвинутый». И все–таки корабль поплыл. На нынешнем «Лiстападзе» случилось чудо. Впервые за всю историю фестиваля в национальном конкурсе было представлено 12 игровых, 8 документальных, 11 анимационных фильмов. Среди авторов много тех, кто создавал свое по–настоящему независимое кино абсолютно самостоятельно: сами себе были сценаристами, режиссерами, актерами, продюсерами. Сами добывали деньги, сами предлагали свои фильмы на фестивали. Получали призы. Оказалось, что белорусское кино есть. К тому же оно весьма состоятельно и конкурентоспособно. Оно может развиваться дальше так, чтобы о нем знали все, в том числе и мы сами.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 244 (24874). Четверг, 17 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter