Юрий Башмет представит минчанам авторскую версию "Евгения Онегина"

И классикою лирику поверить

Реклама классической музыки требует сегодня от своих создателей все больше такта и изобретательности. Как найти хрупкий баланс между высокой материей искусства и обращением, понятным простому зрителю и слушателю, еще не открывшему для себя Чайковского и Бетховена? Перед маэстро Юрием Башметом этот вопрос, кажется, не стоит вовсе: гениальный музыкант и не менее гениальный менеджер отлично знает, как привести к гармонии мир высокой классики и массовую культуру. Новое детище Юрия Абрамовича — авторская интерпретация «Евгения Онегина» — лучшее, на наш взгляд, тому подтверждение. Всего на один осенний вечер Башмет объединит в Минске симфонический оркестр, хор и солистов с драматическими артистами. К слову, альта — инструмента, который сделал маэстро музыкантом под номером один, — в руках Юрия Абрамовича мы не увидим. Со своим любимым детищем мастер ненадолго расстанется ради дирижерской палочки. А за внимание взыскательной публики в этот день с маэстро поспорит любимец театральной и кинотусовки — народный артист России Константин Хабенский.



Казалось бы, все формы в искусстве давно изобретены, и даже все новое — хорошо забытое старое. Однако нынешний, десятый по счету, башметовский фестиваль предлагает в очередной (надеемся, не последний!) раз по–новому посмотреть на мировую поэзию в сочетании с классической музыкой. И без мэтров здесь не обойтись. Александр Пушкин и Петр Чайковский. Юрий Башмет и Константин Хабенский. Для популярного актера это уже не первый опыт подобного сотрудничества с маэстро. В 2013 году Хабенский ненадолго заглядывал на фестиваль Башмета в Минск: желающих подивиться на музыкально–поэтическое чудо собралось, помню, немало, у входа в Белгосфилармонию меломаны то и дело обращались к вновь прибывшим в надежде хоть втридорога, но приобрести заветный лишний билетик. «Экспериментально–литературно–музыкальное действие», как назвал тогда творческую задумку сам артист, выглядело следующим образом: Хабенский со сцены читал «Облако в штанах» Маяковского, в то время как камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством маэстро Башмета старательно выводил прокофьевское «Мимолетности — Сарказмы — Наваждение». Повторит ли успех двухгодичной давности нынешний «Евгений Онегин»? Судя по тому, с какой скоростью разбираются билеты, можно смело прогнозировать: аншлаг творческому тандему точно обеспечен.

Первыми постановку оценили россияне: премьеру представили в 2011 году в Ярославле, затем спектакль проехался по нескольким городам России, а летом 2013–го Юрий Башмет и вовсе поставил «Евгения Онегина» в естественных декорациях усадьбы «Архангельское». Вместе с Хабенским тогда выступила Ксения Раппопорт. В Минск Ксения, увы, не приедет: 28 сентября компанию Константину на сцене составит актриса МХТ имени Чехова, умница и красавица (а по совместительству и законная супруга) Ольга Литвинова. Музыкально–драматическую историю артисты разыграют вместе с солистами Большого и Мариинского театров, Зальцбургского театра оперы и симфоническим оркестром «Новая Россия». Музыкальные номера бессмертного творения Чайковского органично переплетутся с чтением фрагментов из одноименного романа, обещают афиши. На одной сцене в этот вечер встретятся все: оркестр, певцы, актеры — более 100 человек. В роли няни, кстати, отметится в спектакле и наша соотечественница — ныне солистка Мариинского театра меццо–сопрано Ольга Легкова. Артистка родилась в Витебске, но в конце девяностых переехала в Санкт–Петербург, где окончила государственную консерваторию им. Римского–Корсакова. В 1999 году, сразу после выпускных экзаменов, Легкову приняли в Академию молодых певцов Мариинского театра, а с 2008 года артистка — полноправный член оперной труппы легендарной «Мариинки». Впрочем, о малой родине Ольга не забывает, во время гастролей в Минске планирует хоть на денек, но вырваться к родственникам в Витебск.

КСТАТИ

Первоначально опера задумывалась исключительно как мероприятие на открытом воздухе. Однако на фестивале в Сочи в 2014 году пленэрную постановку впервые переместили в закрытое пространство — и не прогадали: при всех прелестях дворцов и усадеб опера органичнее смотрится все же на сцене.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 164 (24794). Пятница, 28 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter