За год в учреждениях государственной киносети побывали около пятнадцати миллионов человек

И кино неважное, и кинотеатры архаичные

За год в учреждениях государственной киносети побывали около пятнадцати миллионов человек, треть из них — в Минске. Получается, что каждый  житель столицы посетил кинотеатры два с половиной раза. Цифра пусть и не заоблачная, но приятная. В регионах ситуация куда более удручающая, причем налицо тенденция к уменьшению зрителей. Что является причиной тому: отсутствие кинопремьер, неудовлетворительное состояние кинотеатров, высокая стоимость билетов или еще что-то? В этом разбираются наши корреспонденты.



В автобусах и троллейбусах Витебска по-прежнему объявляют остановку «Кинотеатр «Бригантина». А ведь самого кинотеатра как такового уже давно не существует. Последний показ здесь прошел почти семь лет назад. 

История, как говорится, «с хвостом». Попытаемся ее кратко восстановить. Двухзальный кинотеатр в центре комплекса жилых микрорайонов «Юг» построен четверть века назад и был единственным культурно-зрелищным заведением в «новом городе». Директор областного «Киновидеопроката» Сергей Богачев вспоминает:

— Что скрывать, кинотеатр на 600 мест площадью почти 2 тысячи квадратных метров был очень востребован. Причем зрителями разных возрастов. Но потом его закрыли для планового капитального ремонта. Работы начались в 2008 году, финансировались из бюджета. К 2010 году один из зрительных залов уже был готов, но денег на завершение всего ремонта не хватило. Решили искать инвесторов и арендаторов.



Забегая вперед, скажем, что хорошая идея с ремонтом в итоге совершенно неожиданно стала началом полного крушения «Бригантины». Да, арендатора нашли, объектом заинтересовалась российская компания. Ей и передали кинотеатр на 30 лет с условием сохранения специфики работы, завершения капитального ремонта и проведения модернизации. Помимо трех кинозалов с возможностью демонстрации фильмов в форматах 3D и 5D, там должны были появиться игровые комнаты, кафе. Инвестор, правда, не торопился вкладывать деньги, а спустя два года попросил безвозмездно передать ему недвижимость во владение.

Начальник отдела контроля госсобственности КГК Витебской области Вадим Волович объясняет: 

– Проект решения по этому поводу был подготовлен, но не принят. Проверка показала, что арендатор не выполнил условия сдачи имущества в аренду балансовой стоимостью около 10 миллиардов рублей на то время. Мы посчитали, что такая сделка не отвечает государственным интересам: кинотеатр расположен в удобном для бизнеса месте и может приносить хороший доход.

Россияне уехали не солоно хлебавши, а здание продолжает разрушаться. Впустую, считайте, пропали и 1,5 миллиарда бюджетных рублей, затраченные на ремонт: «Бригантина» не отапливается, а потому даже сделанное придется в итоге переделывать. Взяться за это некому: аукционы по продаже кинотеатра проваливаются из-за отсутствия заявок. 



Городу, в котором лишь два кинотеатра общей вместимостью чуть более 880 человек, «Бригантина» нужна. Руководство «Киновидеопроката» видит ее в образе культурно-развлекательного или культурно-просветительного центра, оснащенного новейшими цифровыми технологиями, с широким комплексом дополнительных услуг: кафе, залом для боулинга и другими подразделениями.

Станут ли проекты реальностью, сложно сказать. Но пока в Витебске ждут инициативных частников, в Новополоцке кинотеатр «Минск» передали в ведение коммунального предприятия. В итоге устаревший морально и физически центр стал любимым местом отдыха горожан, несмотря на то, что цены на сеансы здесь почти в два раза выше, чем в Витебске,  билеты раскупают за неделю до показа. Как это стало возможным, интересуюсь у директора КУП «Вектор» Александра Осенко:

— Наша сфера — кабельное телевидение, городской телеканал, радиостанция, услуги интернет-провайдера, создание и продвижение официального сайта гор­исполкома. Три года назад на баланс передали «Минск». Мы его отремонтировали, продумали систему отопления. Сделали уютный зал с VIP-местами, кинобар, детскую анимационную комнату, 5D-аттракцион, поставили игровые столы для аэрохоккея. Все затраты – за счет собственных оборотных средств и банковских кредитов (горисполком финансировал только покупку оборудования для кинопоказов). Теперь вот открываем кафе на 100 мест с танцполом. Ожидаем еще больше посетителей.

Вместимость «Минска» небольшая, тем не менее в месяц его посещают 8—10 тысяч зрителей. И о том, что такой отдых для наших современников далеко не актуален, особенно при монополии интернета, безграничных возможностях кабельного телевидения, в «Векторе» и слышать не хотят — спрос на новинки кинопроката остается неизменно высоким. Главное, как здесь считают, это комфортные условия просмотра и хороший репертуар. И тогда поход в кино становится праздником даже для самого убежденного домоседа. Кстати, все новинки «Вектор» закупает напрямую у правообладателей, с которыми налажены отличные контакты. Если в Москве премьера, то в этот же день картина демонстрируется и в Новополоцке. А дальше – как зритель решит. Фильм «Сталинград», например, в городе крутили целый месяц – столько желающих было его посмотреть. Так, может быть, и «Бригантина» когда-нибудь доплывет до «Минска»?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Терентьев, заместитель председателя Витебского облисполкома:

– Модернизация киносети области назрела давно. И в последние годы для этого сделано немало. Работают 8 кинозалов в формате 2D и 3D, в том числе в Полоцке, Новополоцке, Толочине и Городке. Два стационарных и три передвижных видеопроекционных комплекса в формате 3D обслуживают зрителей в Поставах, Полоцке, Лиозненском, Глубокском и Городокском районах. Там, куда пришли новые технологии, популярность массового просмотра кино возрастает в разы. Надеемся, что в ближайшее время найдется хороший хозяин и для «Бригантины», мы готовы рассмотреть все деловые предложения.

a_veresk@mail.ru

Хорошие ленты застряли в Минске


Успешность кинопроката оценивают по его рентабельности, и в погоне за деньгами все чаще на второй план отходит сам кинематограф, а точнее, художественные ценности фильма. Порой, чтобы собрать кассу, прокатчики запускают не то кино, которое высоко ценят люди, а то, что приносит прибыль. Это один из оттенков деятельности «Брестоблкиновидеопроката».

8 кирьянов 500.jpg

В прошлом году организация сработала неплохо: в кинотеатры области пришли почти 1,9 миллиона зрителей. Это на 85 тысяч человек больше, чем годом раньше. Директор Вячеслав Шахлевич рассказывает, что выросла и рентабельность предприятия, прибыль за год увеличилась сразу на 15 процентов. В кинотеатрах Бреста и райцентров зрители могли увидеть мировые премьеры, причем некоторые выходили в прокат даже раньше, чем в соседних странах. Хорошо наполнялись залы на российских «Сталинграде» и «Горько», американских «Интерстелларе», «Паранормальном явлении» и «Геракле». 

Одним словом, на фоне многих других регионов область смотрится весьма достойно. Брестские «Мир» и «Беларусь» стали настоящими центрами развлечений: там появились надувные комплексы для детей, игровые приставки. В последнем еще и VIP-зал открылся, мест — комфортных диванов — там всего двадцать, средняя стоимость билета — около 100 тысяч рублей. И что интересно, эксперимент себя оправдал: зрители в первую очередь раскупают именно самые дорогие билеты. 

Впрочем, если в денежном выражении успех «Брестоблкиновидеопроката» неоспорим, то о качественном сдвиге в репертуаре говорить не приходится. Да, готовятся к показу «Батальонъ», сказка «12 месяцев», российский фильм «Невидимки». Все еще гремят скандальные «50 оттенков серого» и «Восхождение Юпитер». В январе брестчане могли посмотреть даже «Большие глаза» Тима Бертона. Но на последней картине, пожалуй, выбор авторского кино и заканчивается. «Левиафан» Звягинцева, «Одержимость» Шазелла, «Игра в имитацию» Тильдума – ни одна из февральских новинок до областного центра, не говоря уже о районных, так и не доехала. При том, что в Минске эти картины шли и идут в топовое время.

Нельзя не признать, что попытки показать неформатное кино предпринимают и в Бресте. В декабре, например, все в той же «Беларуси» прошла Неделя белорусского кино. Крутили нашумевший «Я не вернусь» эстонца Раага и пару отечественных картин. Время сеансов при этом назначили на 11—12 и 17 часов. Несложно догадаться, что на показы пришли в лучшем случае пару десятков человек. Кто в такое время может позволить себе развлечения: безработные да студенты, бесстыдно прогуливающие занятия? 

Вячеслав Шахлевич объясняет ситуацию так: он руководит самоокупаемым предприятием, и ставить в топовое время то, на что не пойдет платежеспособный зритель, слишком рискованно для бюджета организации. Заработать на таких картинах вряд ли получится: анализ показал, что на неформатные картины в Бресте приходит в среднем 50 человек. И даже если они заплатят по 100 тысяч рублей за билет, то затраты это никак не перекроет. А ведь часть заработанных денег нужно отчислить правообладателю: авторское кино далеко не бесплатный продукт. И получается, что показ в таком случае теряет смысл. Загружать зал на 500 человек десятой частью зрителей – преступление против окупаемости, которое может привести и к смерти предприятия.

В сложившейся ситуации для любителей неформатного кино Вячеслав Шахлевич видит единственный выход – объединяться и самостоятельно крутить понравившиеся фильмы на базе кинотеатра. Тем более что такая возможность в Бресте есть. Киноклуб «Стоп-кадр» существует уже пять лет и собирается два раза в месяц по субботам. Правда, теперь из-за реконструкции VIP-зала вынуждены платить больше и киноманы: если раньше билет стоил 6 тысяч рублей, то сегодня за вход на такой показ нужно выложить 50 тысяч. Да и сами сеансы перенесли на более ранее время.

Что будет дальше с репертуаром брестских кинотеатров, покажет время. Но пока ясно одно: в ситуации, когда областной прокат должен зарабатывать самостоятельно, от финансов в угоду воспитанию вкуса никто не откажется. Иного не дано. Ведь если не будет в регионе массовых картин, не придет сюда и неформатное кино.

КОМПЕТЕНТНО

Алексей БЕЗУГЛЫЙ, заместитель начальника управления по кинематографии Министерства культуры Республики Беларусь:

— В прошлом году билеты в кино купили 14,9 миллиона человек, почти на полтора миллиона меньше, чем в предыдущем. Почему падает количество зрителей в кинотеатрах? Это процесс объективный и неизбежный. Сейчас существует достаточное количество альтернативных форм донесения фильма до конечного потребителя, благодаря интернету и современным гаджетам его можно смотреть где угодно. Да и телевидение с его многочисленными каналами предлагает самые разнообразные ленты и по тематике, и по жанрам. Для выживания кинотеатров необходимо создать комфортные условия, надлежащее обслуживание и высокотехническое качество изображения и звука, только так можно быть конкурентоспособными. 

В Минске кинопрокат не только само­окупаем, но и прибылен. Самые скромные показатели в Витебской и Гродненской областях, там они даже не дотягивают до миллиона зрителей в год. Главная причина — неудовлетворительная организация процесса на местах. Надо понимать и то, что в кино в основном ходят люди 15—25 лет. В деревнях и в маленьких городах количество населения такого возраста уменьшается, поэтому и показатели скромные.

Еще одна из причин — серьезное сокращение киносети. Если на момент распада Советского Союза мы имели 198 кинотеатров, то сегодня меньше сотни. Больше всего их, конечно, в Минске — четырнадцать, в областях — от шести (в Витебской) до двадцати (в Гомельской). К сожалению, они ветшают, и вообще, для государства кинотеатры — удовольствие недешевое. Как бы мы ни минимизировали штат сотрудников, как бы ни экономили электроэнергию и тепло, расходы на их содержание впечатляют. Да, привлекаем инвесторов, но они не торопятся вкладывать деньги, их интересуют уже модернизированные кинотеатры.

artem.kirjanov@gma

БЛИЦОПРОС

«Когда в последний раз вы ходили в кино?» — поинтересовались мы у наших читателей.

Наталья Мандрик, продавец-консультант:

— Вожу своих и соседских детей в кинотеатр на осенних, зимних и весенних каникулах — традиция у нас такая. Считаю, это отличное времяпрепровождение, когда на улице плохая погода. Нравится, что на каникулах всегда премьеры для детей. С мужем же в кино тысячу лет не были. Зачем? Хороший фильм можно и дома посмотреть, а в свободное время мы ходим семьей в аквапарк, на коньках кататься или в кафе.

Евгений Перлин, телеведущий:

— Хожу в кинотеатры часто, практически каждую неделю. Мы с моей девушкой считаем, что есть фильмы, которые лучше смотреть на большом экране. Хрустящим попкорном соседи меня не раздражают, я умею отвлечься, особенно если картина серьезная. Но я с удовольствием смотрю и легкие комедии, на такие просмотры обычно выбираемся целой компанией.

Александр Зотов, поэт-песенник:

— Был в кинотеатре лет семь-восемь назад. Скачиваю и смотрю картины дома по совету друзей. С возрастом у меня очень высокая планка к качеству фильмов, а в кинотеатрах показывают все подряд, поэтому не вижу смысла туда ходить.

Галина Васильева, домохозяйка:

— Будучи студентами, частенько бегали в столичный «Октябрь». Цель была не столько кино посмотреть, сколько хорошо провести время. Сейчас, повзрослев и став богаче, можем позволить себе развлечения по вкусу (кино не входит в этот перечень): рок-концерты, караоке и т. д. 

Аркадий Горелик, предприниматель:

— Кино люблю, но в кинотеатры не хожу. Дома включил телевизор, вытянул ноги и наслаждайся. А в кинотеатре приходится слушать нелепые комментарии соседей и хруст чипсов. Помню, как-то сделал по этому поводу замечание молодым людям, они меня после этого позвали на улицу поговорить. Разговаривать мне с ними было не о чем, с тех пор туда ни ногой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter