В долгосрочной перспективе мировые спрос и цены на продукты питания будут расти – Киреенко

И хлеб, и к хлебу

Формально все без исключения страны в мире продолжают поддерживать гуманистическую глобальную повестку — борьбу и с бедностью, и с голодом, который является производным от первой напасти. Цели декларируются здравые и благородные. Правда, движение иной раз происходит в совершенно обратном направлении. В большинстве западных и примкнувших к ним стран, с одной стороны, обеспокоены нарастающим дефицитом продуктов питания в некоторых африканских и азиатских регионах. С другой — зеленой повесткой давят на собственных производителей сельскохозяйственной продукции. А чтобы обеспечить свое население продовольствием, доступным по цене, намерены закупать большие объемы сельхозпродукции из других стран. Зерно — в Украине, мясо — в Южной Америке, тем самым создавая конкуренцию за ресурсы у бедных стран. О векторе развития мирового рынка продовольствия и места на нем белорусских производителей поговорили с заведующей кафедрой инновационного развития АПК Белорусского государственного аграрного технического университета, доктором экономических наук, профессором Натальей Киреенко.


— Аграрная и перерабатывающая отрасли в прошлом году снизили в денежном выражении экспортные поставки. Но это было связано с феноменально высокими мировыми ценами, которые сложились в 2022-м. Очевидно, что чрезмерно высокие котировки на ключевые продукты питания не могли держаться долго. Поэтому в прошлом году началась определенная коррекция. Продовольствие жизненно необходимо для людей в любой стране. И буквально во всех государствах (и богатых, и бедных) происходит перенастройка под новые реалии и не самые благоприятные условия, которые сложились в современном мире. 


Наш ключевой рынок сбыта — Россия. Но достаточно значимую долю занимают и поставки в Китай, Казахстан, государства так называемой дальней дуги. И динамика мировых цен так или иначе транслируется в контрактные на отечественных основных рынках сбыта. Не стоит забывать, что Россия, Китай и многие другие страны активно реализуют программы по достижению продовольственной безопасности, ориентированной на собственное производство. Это в определенной степени является вызовом для наших производителей. В долгосрочной перспективе на глобальном рынке спрос и цены на продовольствие будут только расти. Поэтому у белорусских аграриев есть возможность обеспечить стабильный сбыт своей продукции. 

Определенное влияние на мировой рынок окажет и аграрный кризис в Европе, который начинает носить долговременный и системный характер. Фермеры в ЕС страдают как увеличением издержек, например в силу роста стоимости удобрений, так и от различных административных ограничений, в том числе в части внесения тех же самых удобрений. Это напрямую влияет на урожайность и финансово-экономические результаты сельскохозяйственных предприятий. Правда, решения в части зеленой повестки принимались не вчера, такой стратегии Европа придерживается уже несколько лет. Но массовые возмущения аграриев вспыхнули именно сейчас, так как раньше им обещали колоссальную финансовую поддержку, которая должна была компенсировать потери из-за борьбы с парниковыми газами. До пандемии сельское хозяйство в Евросоюзе получало поддержку и из европейского, и из нацио­нальных бюджетов. Но некий консенсус между аграриями и властями существовал. После пандемии и связанных с ней экономических проблем, энергетического кризиса и различных других неурядиц возможности казны и общеевропейской, и практически всех стран снизились. И сельхозпроизводители уже не получают столь значительной помощи от государства, которая была в прошлом и на которую они рассчитывали в будущем. Пока это выливается в сокращение производства продуктов питания в ЕС и ростом цен на потребительском рынке. И хотя мировые котировки снизились, но в Европе розничные цены росли и в 2022 году (в рамках мирового тренда), и в 2023-м — уже в силу региональных причин. Доля расходов европейцев на продукты питания за два года увеличилась в два раза. И этот тренд, видимо, будет продолжаться. И сопровождаться сокращением объемов производства. Соответственно, европейские производители будут играть меньшую роль на экспортных рынках. Этот фактор в недалеком будущем может стать источником роста мировых котировок. 

Правда, в этом случае снижается спрос. Небогатые регионы, жестко ограниченные в средствах, снижают объемы закупок. Но нашим производителям высокие цены выгодны. В этом случае потребители предпочитают нашу продукцию, так как она безупречно высокого качества. То же сухое молоко производится из сырья высшего сорта и сорта экстра. И другого белорусскими хозяйствами практически не выпускается: от качества продукта в значительной степени зависит его цена. Отечественные производители заметно продвинулись в области качества. Поэтому белорусские молочные продукты, включая и сухое молоко, пользуются достаточно хорошим спросом.


Кстати, сейчас мировые котировки на сухое молоко и сыворотку, как и спрос, стабильны и даже прирастают на несколько процентных пунктов в год. Эта товарная категория демонстрирует положительную динамику, что объясняется несколькими факторами. Во-первых, потребители стараются использовать комфортный уровень цен и сделать определенные запасы. Во-вторых, после проблем с логистикой во время пандемии, а потом из-за обострения международной ситуации во многих регионах ориентируются на максимальное приближение производства к потребителю. Поэтому увеличивают собственные мощности по выпуску молочной продукции из восстановленного молока, чтобы снизить зависимость от импортных продуктов питания. Исходя из этих мировых тенденций, белорусская аграрная отрасль способна укрепить свои позиции в долгосрочной перспективе.
На наши основные рынки сбыта — в Россию, Казахстан, другие государства СНГ, с которыми у нас существует хорошая логистика, поставляем широкий спектр своей продукции, в том числе и молочной. Если говорить о рынках дальней дуги, то для них имеем сырьевую базу для выпуска продукции из восстановленного молока. И Беларусь обладает экспертизой и компетенциями, чтобы участвовать в совместных или открывать свои продуктовые компании в государствах Африки и Азии, приближая таким образом производство к потребителю. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter