Сейчас квалифицированные рабочие профессии востребованы даже больше, чем «вузовские»

И гвоздик некому забить

Побродив по секциям семинара, посвященного модернизации системы профессионального образования, который прошел недавно в Минске при поддержке профильных структур Евросоюза, почему-то вспомнил кадры из фильма «Москва слезам не верит». Помните, там маститые профессора и доктора наук дружно поднимали стаканчики за слесаря-механика Гошу. Ибо, судя по всему, в киношном НИИ только он один умел толково превращать чертежи и формулы в конкретные изделия. А без практики теория, как известно, мертва. Не будь Гоши, немало диссертаций не увидело бы свет. Увы, таких неглупых людей, да еще с золотыми руками, нынче становится все меньше. Не только в Беларуси. С квалифицированными рабочими туго обстоит дело и во всей Европе. Поэтому ЕС и озаботился восстановлением престижа технического образования. Почему не только у себя, но и в соседних государствах, не входящих в Евросоюз, вопрос большой геоэкономики, как говорится, на перспективу. 



Эксперт в сфере профессионального обучения Европейского фонда образования Тимо Куусела, который курирует проект в Беларуси, утверждает: сейчас квалифицированные рабочие профессии востребованы даже больше, чем «вузовские». Но, вопреки всем экономическим теориям, в данном случае спрос отнюдь не рождает предложение. Популярность профессионально-технического образования тормозят несколько факторов. Во-первых, оно не всегда считается престижным, в отличие от университетского. Тимо Куусела признается: в его родной Финляндии существовали такие же стереотипы, мол, в рабочие специальности могут идти только лодыри, неудачники или глупцы, которые не хотят или не могут в силу природных данных освоить институтский курс. Правда, признается: за десятилетие-другое этот штамп удалось подкорректировать в пользу пролетариата. Но пришлось значительно реструктуризировать и систему профессионального образования. 

Собственно говоря, Беларусь сейчас находится в определенной «трудовой ловушке», в которую успешно угодили страны Евросоюза и «новой», и «старой» волны. Квалифицированных рабочих не хватает везде. Даже в регионах с процветающей безработицей. Парадокс стандартный, в некоторой степени знакомый и нам: руки есть, но навыки, которыми они владеют, совершенно не устраивают работодателей. Белорусские руководители промышленных компаний утверждают: найти хорошего слесаря, токаря, электрика, механика на рынке труда еще возможно. Но вот отыскать среди этих рабочих управленца, чтобы мог отвечать за выполнение простейших проектов, практически невозможно. Так уж причудливо получилось: либо человек технарь, либо управленец. А современное производство требует какого-то, хотя бы минимального, совмещения этих компетенций. 

Представитель Эстонского квалификационного агентства Мая-Катрин Керем объясняет: сейчас большинство работодателей интересуют не узкие специалисты, а рабочие с разносторонними знаниями и навыками. В том числе и с некоторыми познаниями в области экономики, финансов, менеджмента. Словом, чтобы не просто мог постоять у станка или помахать молотком, а был способен посмотреть шире на производственный процесс, самостоятельно решать проблемы хотя бы нижнего уровня. Выводы эксперта основаны и на собственном большом опыте, и на различных исследованиях, которые проводились и в США, и в Европе, которые описывали, каким должен быть пролетариат будущего — к 2025 году. Тенденция очевидна — тренд идет к расширению знаний. 

Впрочем, основной корень-то проблемы кроется в другом: как эффективно соединить учебный процесс и потребности реального сектора экономики. Полностью эту задачу со множеством неизвестных не удалось еще решить, судя по всему, ни в одной из стран. Пока наиболее эффективной с практической точки зрения видится серьезная и перманентная интеграция усилий системы образования и реального сектора по выработке учебных программ и практических курсов, их наполнению. Определенные шаги в этом направлении осуществляются и в Беларуси. А теперь еще и с финансовой и методологической помощью Евросоюза. 

Несомненно, у нашей системы профессионального технического образования есть перспективы. Да, она далеко не совершенна, но во многих государствах, даже европейских, даже такая отсутствует. Им фактически сейчас приходится создавать все с нуля. Поэтому по качеству и квалификации наша страна может шагнуть вперед. И достаточно прилично. Но на месте отечественных работодателей я бы не радовался. 

Собственно говоря, европейцы — люди очень практичные. Развитые страны уже не одно десятилетие проблему старения и дефицита работоспособного населения решали за счет миграции молодежи из бывших своих колоний. Правда, при нынешнем уровне развития экономики базовых компетенций из третьих стран, которые давно являлись для развитого мира донорами человеческих ресурсов, уже недостаточно. И это один из факторов, порождающих нынешний европейский миграционный кризис. Не исключаю, что Восточная Европа всерьез рассматривается как один из источников пополнения собственного редеющего квалифицированного персонала. Поэтому «родным» руководителям предприятий и компаний надо серьезно принимать к сведению парадигму: если все проекты постигнет удача и наше техническое образование приобретет европейские стандарты, которые, кроме всего прочего, предусматривают и знание иностранного языка, то наши рабочие смогут выйти на импортные рынки труда. И барьеры для этого значительно снизятся. И отечественным управленцам, чтобы не остаться с пустыми цехами, придется ориентироваться опять же на принципы организации труда в развитых странах. Скажем, в той же Германии, в которой основная конкуренция разворачивается на ниве технологий, а не дешевизны рабочей силы. А это уже совершенно другие подходы. Да, несомненно, существует опасность, что рабочий класс может в своем развитии и образовании обогнать управленцев.

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter