В Минске прошла премьера Дмитрия Астрахана "Леди на день"

И гудят машины, красоте — салют!

Роман Виктюк считает, что главное в театре — энергетические потоки. Они на новой премьере Национального академического драматического театра им. М.Горького «Леди на день» бушуют приятным предвесенним вихрем комедийного изобилия. Откинуть всякий страх и держать себя свободно призвал актеров известный российский режиссер Дмитрий Астрахан. Выплыл тот, кто внял совету. Это у Хичкока в одноименном фильме леди исчезает, у нас — на радость всем появляется. Да еще какая! Красотка и аристократка из высшего общества Нью–Йорка, но не будем раскрывать все карты.

Все знают, что Дмитрий Хананович — певец русской юдоли, адвокат униженных и оскорбленных, романтик и мечтатель с большой дороги народной мелодрамы, где обитают хиты «Ты у меня одна», «Все будет хорошо» и другие. За карнавальностью его сюжетов и внешним слоем всегда чересчур обостренных эмоций скрываются, по сути, тонкие и хитро сплетенные драматургом Олегом Даниловым притчи о том, как нам обустроить нашу жизнь. Ведь все по отдельности мы, в общем, неплохие и тонко чувствующие люди, но собери нас вместе — возникают хаос, бедлам, вражда. В этом ряду «Леди на день», авантюрная костюмная комедия с переодеваниями, воспарившая над бытом и разворачивающаяся в 30–х годах прошлого века в Нью–Йорке, может быть, одно из самых сердечных повествований режиссера. Как пелось в одной песенке: «Ах как хочется вернуться, ах как хочется ворваться в городок, где без спроса ходят в гости, где нет зависти и злости...» Проститутки, гангстеры, авантюристы и гостиничные воры оказываются тут благородными и отзывчивыми людьми. Они решают помочь уличной торговке яблоками Анни, которая начинает свой день с бутылочки джина, выгодно выдать свою дочь Луизу за сына испанского графа. Для этого нужно разыграть спектакль, чтобы сноб–граф воскликнул: «Верю!» Таким образом, вся почтенная компания азартно изображает из себя представителей высшего общества, в игру включается даже мэр Нью–Йорка. Эту пьесу Астрахан ставил и в других театрах. В 2002 году выпустил двухсерийный фильм с Мариной Нееловой. Так случается: иной режиссер прикипает душой к материалу.

Дмитрий Астрахан — постановщик избыточный, полумер он не признает. Если уж журналисты–пьянчужки тут напиваются, то до потери пульса. Если в руках у повзрослевшей Луизы плюшевый мишка, то в финале он будет в руках у матери. Все сходится и никуда не выпирает: торжество симметрии. «Леди на день» — три часа чистого фарса, кислородный коктейль, воплощенная мечта Карлсона, который, как помним, мечтал о восьми тортах с одной свечкой.

Фото предоставлено пресс-службой театра им. Максима Горького

О каждом актере можно сказать что–то искреннее и хорошее. Граф Альфонсо Ромеро в исполнении Андрея Душечкина неожиданно эксцентричен и смешон. За весь его снобизм, желчь и черствость герои с удовольствием доводят графа на светском приеме до полной потери человеческого обличья. «У вас ус отклеился!» — хочется крикнуть этому графу. Изящен прохвост и вор, бывший судья Генри Блейк Владимира Шелестова. В этом герое подкупают врожденный аристократизм и чувство самоиронии, напоминающее персонажей Оскара Уайльда. Ну умеет наш Владимир Иванович носить фрак, что тут поделаешь! Лихую криминальную парочку образуют мать и сын — хозяйка публичного дома Миссури Мартин (Оксана Лесная) и ее Дэйв–красавчик (Руслан Чернецкий). Тут можно вспомнить пословицу про яблоню и яблоко.

Главной героине Анне Маланкиной выпадает наиболее сложная задача — играть праздник, зная, что он фальшив от начала до конца. Героиня не сразу решается на обман, в какой–то момент ей кажется, что лучше всего полезть в петлю. В сцене неудавшегося самоубийства актриса воспаряет к вершинам чистой трагедии. Прорывается мощный актерский темперамент. Словно мчится по нью–йоркскому хайвею дорогая иномарка, у которой отказали тормоза.

Все это, в общем, и затевалось неспроста. Анна Маланкина получила прекрасный подарок к своему юбилею — его праздновать будут в театре 22 марта показом «Леди на день». Как и в сюжете пьесы, в реальной жизни друзья и коллеги объединились, чтобы сделать приятное хорошему человеку. Это ли не высшая цель искусства?

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 40 (24922). Среда, 2 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter