Почему “здоровые” продукты зачастую остаются в тени?

И глаз не видит, и зуб неймет

В последние годы на прилавках наших магазинов появляется все больше продуктов “повышенной полезности”. Некоторые покупатели настороженно относятся к ним, считая, что напичканная витаминами и микроэлементами еда — лишь маркетинговый ход производителей. Но многие приветствуют такое разнообразие и уже не представляют своего рациона без биосметаны, творога с кальцием или кефира с лактулозой.


Функциональное питание (продукты, обогащенные полезными веществами, для диетического, лечебного и лечебно-профилактического назначения) сегодня производят многие компании мира. К примеру, в Евросоюзе, Японии и США большая часть продуктов — функциональные. Шесть из десяти американцев предпочитают покупать еду, которая позволяет улучшить общее самочувствие, контролировать вес, восполнять энергию, заботиться о пищеварительной системе. Активной площадкой для продвижения таких продуктов в странах, где культура их производства и потребления формировалась десятилетиями, является интернет-торговля.

— Продукты специального назначения разрабатываются и в нашей стране — для целевых групп: детей, пожилых людей, беременных женщин, тех, кто ведет активный образ жизни, а также для больных сахарным диабетом, фенилкетонурией, целиакией. К сожалению, по сравнению с некоторыми развитыми странами у нас они раскупаются менее активно, — констатирует начальник отдела питания Научно-практического центра НАН по продовольствию Валентина Москва. — На практике бывает так: та или иная наша разработка внедряется в производство, но из-за того, что производитель не может грамотно выстроить маркетинг, а потребитель не располагает достаточной информацией, она остается невостребованной. Поэтому одной из главных составляющих успеха на рынке должны стать эффективная реклама и информативная маркировка, которая не только привлекала бы внимание покупателей к продукту, но и хотя бы вкратце разъясняла его полезность. Как бы там ни было, мы продолжаем работу в этом направлении. Планируемая к реализации в ближайшее время научно-техническая программа Союзного государства “Функциональное питание” позволит расширить ассортимент таких продуктов.

Заместитель министра торговли Ирина Наркевич считает, что производители должны в полной мере насыщать рынок функциональными продуктами и тоже придерживается мнения, что их востребованность во многом зависит от работников торговли:

— Для продвижения таких товаров на рынок в крупных торговых объектах (площадью более 3 тысяч квадратных метров) необходимо оборудовать специализированные отделы, секции, товарные зоны для полезного питания, чтобы покупателям было проще сориентироваться в многообразии их ассортимента и выбрать нужный продукт. Особое внимание при этом следует обратить на популяризацию здорового питания среди населения. Этому должна способствовать информативная и достоверная реклама, в доступной форме разъясняющая назначение и пользу того или иного продукта. О том, как это сделать, следует задуматься медикам, маркетологам, продавцам.

Генеральный директор СООО “Белинтерпродукт” торговой сети “Рублевский” Наталья Шаблинская, изучив мнения и вкусы покупателей, пришла к выводу:

— Приверженцы здорового питания хотели бы видеть на прилавках больше разнообразной продукции функционального назначения. По их мнению, производители должны более тщательно подходить к оформлению этикеток — честно указывать на них калорийность, наличие разных, в том числе и не всегда полезных, добавок в виде подсластителей, консервантов и красителей. Необходимо чаще информировать в рекламных роликах и печатных проспектах о том, как производится тот или иной продукт. Пока же лишь продавцам приходится выступать в роли консультантов и заполнять пробелы в знаниях потребителей, разъясняя, что такое лактулоза, каким образом появляется селен в куриных яйцах или в чем полезность пробиотиков.

Было бы неплохо, если бы отделы функционального питания, пусть и небольшие, организовали и магазины среднего формата.

Для ясности

Николай Иванченко, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, председатель межведомственной рабочей группы по координации деятельности, связанной с вопросами питания населения:

— У многих из нас пока отсутствует понятие, что такое правильный, сбалансированный рацион. Здесь важная роль отводится продуктам лечебно-профилактического назначения, которые обладают не только пищевой, но и оздоравливающей ценностью. Для популяризации функциональных продуктов необходимо формировать грамотную национальную политику в области здорового питания населения, принимать специальные программы, в образовательных учреждениях вводить уроки, посвященные здоровому питанию. На телевидении это может быть и цикл передач, и социальная реклама.

zaxarova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter