И это все о нем. Что ждет малый бизнес в этом году.

Если не бояться обвинений в трюизме и плагиате, то все без исключения статьи по заявленной теме можно озаглавливать: «Большие проблемы малого бизнеса» или «Бизнес малый – проблемы большие».

Если не бояться обвинений в трюизме и плагиате, то все без исключения статьи по заявленной теме можно озаглавливать: «Большие проблемы малого бизнеса» или «Бизнес малый – проблемы большие».

После вступления в силу с 1 мая 2009 года российского закона №294-ФЗ  почти половина проверок (570 тысяч!!!), которые планировали чиновники, были признаны прокуратурой  противоречащими закону. Но опрос, проведенный на  сайте ОПОРЫ РОССИИ, показал, что только 13% респондентов отметили, что количество проверок заметно уменьшилось, а более половины (56%) заявили, что «практически ничего не изменилось». Знаковыми являются и ответы российских предпринимателей на вопрос: «Какие факторы в условиях текущей экономической ситуации вы считаете губительными для своего малого бизнеса?» Недоступность финансовых ресурсов  назвали 29% опрошенных; отсутствие практических механизмов и инструментов господдержки – 15%. И традиционно на первом месте (37%) – бездействие (или негативные действия) со стороны местной власти.
Автор этих строк последние 10 лет регулярно освещает проблемы малого бизнеса, и все это время его не покидает ощущение некоего дежавю. Все проблемы, мешающие развитию малого бизнеса, в России фактически остаются неизменными, и, как уже говорилось, «традиционно» наибольшие претензии у предпринимателей к местным властям. За минувшие годы, пожалуй, кардинально решен один  вопрос, ранее серьезно беспокоивший предпринимателей, – регистрация бизнеса. Кроме того, мало кто упоминает при опросах, что испытывает на свой бизнес давление криминала. Впрочем, как отмечают  предприниматели, «крыша» в тренировочных костюмах и кожаных куртках сменилась «крышей» в погонах.
В российских печатных и электронных СМИ постоянно идут разговоры о всесторонней поддержке малого бизнеса, но вот что говорят сами предприниматели.
Член Московского областного отделения ОПОРЫ РОССИИ из города Лыткарина предприниматель Игорь Холодов: 
– В 2010 году лицензионный сбор на розничную продажу алкогольной продукции увеличился в 4 раза – с 10 тысяч до 40 тысяч рублей. Несколько лет назад я взял в аренду совершенно «убитый» подвал, где даже полов не было, площадью 200 кв. метров. Вложил в общей сложности в ремонт и обустройство помещения порядка 50 тысяч долларов и  открыл компьютерный зал. Это благотворительный проект – стоимость посещения минимальная, прибыли он фактически не приносит: «отбивается» аренда и выплачивается  зарплата сотрудникам. В прошлом году в соответствии с широко разрекламированным законом о льготной приватизации решил выкупить подвал.  Местный комитет по управлению имуществом (КУИ) назначил своего (!!!) оценщика, который определил за выкуп помещения совершенно непотребную сумму в 8,5 миллиона рублей. Если бы я вернул подвалу его первоначальный облик, то приватизация обошлась бы мне на порядок меньше. В общем, нет у меня таких денег, а значит, снова придется висеть на крючке аренды, условия которой (вплоть до расторжения в любое угодное для них время) полностью зависят от прихоти местной администрации. И еще. Безусловно, из трагедии в Перми и предпринимателям, и должностным лицам следует сделать, как говорится, серьезные надлежащие выводы. Однако коррупциогенная составляющая в деле наведения порядка в сфере пожарной безопасности заставляет задуматься о том, какие истинные цели преследует пожарный надзор? Пожарный инспектор предложил мне установить в вышеупомянутом подвале стационарную систему предупреждения стоимостью 100 тысяч рублей. Надо ли говорить, что фирма – производитель работ была не просто рекомендована, а однозначно указана. Попытка установить самостоятельно автономные датчики, не менее надежные и проверенные (это в 10 раз дешевле), была решительно пресечена пожарным начальством.
Надо ли говорить, что с подобными проблемами сталкиваются фактически все без исключения малые предприниматели по всей России. И опять в тысячный раз хочется отметить, что малый бизнес не может развиваться без доступных кредитов. Банки как давали, так и дают кредиты – за редким исключением – только под залог, – вот почему предприниматели так обрадовались возможности выкупить арендуемые помещения и стать собственниками – полноправными владельцами своего дела… Но не тут-то было. И опять чиновникам все сходит с рук.
Трудно рассуждать о перспективах развития малого бизнеса и увеличения числа малых предприятий, если, как отмечалось на международной научной конференции в Высшей школе экономики, посвященной снижению административных барьеров и улучшению предпринимательского климата в современной России, стоимость подключения к энергосетям  в Москве – порядка 3 млн рублей. По словам директора департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Андрея Шарова, «можно усложнять процедуры проверок, сокращать их количество, но без смены мотивации чиновника все эти меры будут носить характер косметических». И опять хочется заметить: ведь все это говорится уже не первый год. Давно поднимается вопрос, что оценка деятельности чиновника должна, кроме всего прочего, включать показатели развития малого бизнеса на подведомственной ему территории: в одном случае поощрять рублем, в другом – точно этим же универсальным регулятором «бить».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter