О фильме Валерия Рубинчика "Гамлет Щигровского уезда"

И это все о нем

Пять лет как не стало одного из самых ярких режиссеров, когда–либо работавших в белорусском кино. О Валерии Рубинчике можно сказать и более громко: самобытный, талантливый, уникальный. В творческой среде принято иногда походя раздавать эпитет «гениально». О фильмах этого автора можно сказать так не походя, а реально сопоставляя суть сказанного им слова с той формой, которую он придумал и которая стала его фирменным знаком. В искусстве, как известно, открытие лежит не только в области содержания, но и в области формы. Все, что создал Рубинчик, с годами только набирает силу, каждый раз обнаруживая свою современность. Не зря же те, кто по–настоящему ценил его, иронично называли Феллинчик, вольно или невольно сопоставляя созданное им с талантом великого Федерико Феллини.



Имя Рубинчика принято соотносить чаще всего с «Дикой охотой короля Стаха» — первым мистическим кинотриллером, главной темой которого стал не страх, а победа над ним. Совсем недавно телеканал «Беларусь 3» показал фильм «Гамлет Щигровского уезда». (Отдельное спасибо каналу за возможность неофитам познакомиться, а кому пересмотреть заново белорусскую киноклассику. Пока это единственный шанс не потерять из виду то, чем мы еще недавно так гордились.) Смысл и очарование картины нисколько не поблекли за сорок с небольшим лет. Быть может, история обедневшего дворянина, подававшего надежды в молодости, но никак не состоявшегося в зрелой жизни, была совсем некстати в 1975 году, когда еще браво рапортовали о движении к коммунизму и еще только начинала чувствоваться атмосфера тотального запустения и застоя. Да и Рубинчик маялся сначала от того, что не было работы, подходящего сценария, потом от того, что сценарий, как будто случайно свалившийся на него, не клеился, приходилось многое переписывать на ходу, второпях. Параллельно переживалась ситуация зависти коллег не без доли козней, отчаяния, близкая к депрессии. Все было на грани срыва, если бы не тогдашний директор студии телевизионных фильмов Изольда Кавелашвили, которая поддерживала его во всем, в том числе и помогая поверить в себя. Позже В.Рубинчик ей признается: «Ты помогла родиться режиссеру». На создание фильма ушло всего несколько месяцев. Это был настоящий рекорд.



Таким же разуверившимся был и главный герой Щигровского уезда. Каждый фильм у талантливого автора в какой–то степени и о нем самом. Тургеневский «Гамлет...» в восприятии Рубинчика оказался героем нескольких поколений, не потеряв своей актуальности и в нынешнем времени. Идея «лишнего человека» потому и классическая, что бессмертна. Само понятие «лишний человек», хоть и звучит в разные времена на разный лад — «аутсайдер», «маргинал», «лузер», в своей содержательной сути не меняется. Киноистория способного, образованного человека, но в чем–то «выдохшегося», «пришибленного судьбой», а потому и не состоявшегося ни в личностном, ни в социальном плане, дала начало для дальнейших поисков. Позже на эту же тему появятся и «Отпуск в сентябре», и названный культовым «Полеты во сне и наяву», и «Долгое прощание», еще позже «Географ глобус пропил». И каждый раз будут говорить об открытии «нового героя», «антигероя», «нонконформиста». Но первым–то был В.Рубинчик. Как первым и единственным он оказался в создании своего уникального импрессионистско–лирического, поэтическо–ностальгического стиля. Кстати, в его «Гамлете...» уже есть все знакомые коды фирменного рубинчиковского стиля. В таком деле быть первым — само по себе гениально. Именно таким он и был: гениальным, рефлексирующим, непонятым Гамлетом своего времени.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 59 (24941). Четверг, 31 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter