И это все о Михаиле Высоцком

Непредвзятые  размышления  по  поводу  издания  одной  книги

Непредвзятые  размышления  по  поводу  издания  одной  книги

В издательстве «Мастацкая лiтаратура» только что вышла в свет книга «Генеральный конструктор». Это история исключительно богатой, насыщенной удивительными событиями, интересной и щедрой жизни патриарха белорусского автомобилестроения, Героя Беларуси, академика Михаила Высоцкого. По чести и праву называют его отцом белорусских автомобилей. Выпуск издания осуществлен по заказу и при финансовой поддержке Министерства информации Беларуси.

— Данная работа, — рассказывает директор издательства Владислав Мачульский, — открывает новую серию «Наши герои». Это будут книги о людях, составляющих гордость нашей нации, достигших настоящих высот в своей профессии, одержимых в лучшем смысле слова, неустанных в поиске. Их славные дела — во имя нашего Отечества, они подняли международный престиж и авторитет родной Беларуси. В их числе — выдающийся конструктор, ученый с мировым именем Михаил Высоцкий.

О Высоцком сказано и написано много. И самому есть что вспомнить, над чем поразмышлять. Очень волнующее для него событие — посещение Академии наук главой государства Александром Лукашенко в 1995 году. Рассказывает:

— Запомнились образные слова Президента: «Вы же видите, заводы стоят! Берите на плечо, страну спасать надо». Я отвечаю: «Идей много. Если поможете…» — «Помогу!» — заверил Президент. Слово он сдержал — благодаря государственной поддержке машиностроение на подъеме.

Кажется, его друзья, сподвижники, особенно те, с которыми вместе трудился много десятилетий, знают о нем все или почти все. Автору этих строк также повезло: дружит с Михаилом Степановичем уже 40 лет. А прочел книгу и восхитился: какого же человека дала белорусская деревня Семежево Копыльского района! Какого талантливейшего конструктора и ученого вырастили и воспитали наш знаменитый Минский автозавод, Национальная академия наук! Вот что говорит о нем лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов: «Он шагнул к высотам национальной и мировой науки, и с его именем прочно связаны все успехи отечественного автомобилестроения. Высоцкий, подобно зубру, богатырю родных лесов, и своим машинам с этим символом, всю жизнь прокладывает дорогу новому, передовому и прилагает колоссальные усилия для роста могущества белорусского машиностроения». 

В чем, на мой взгляд, главные достоинства книги? Это настоящая энциклопедия белорусского автомобилестроения. Не сухое изложение фактов, событий, а живой, образный, увлекательный рассказ. В центре его — Высоцкий, человек титанического труда. В далеком 1946 году он, молоденький слесарь-сборщик, участвовал в выпуске первых МАЗ-205. С того дня более чем полувека любви и преданности родному заводу. Под его началом создано шесть — подумать только! — поколений уникальных автомобилей грузоподъемностью от 8 до 320 тонн. Более 350 моделей машин. Причем многие из них и сегодня серийно выпускаются заводами. Сотни тысяч автомобилей, которые колесят по дорогам мира, достойно несут славу индустриальной мощи Беларуси.

Тридцать пять лет в должности главного  конструктора МАЗа, а затем — объединения. Далее — одновременно и генеральный конструктор, и крупный ученый. Талантливый организатор белорусской науки, подготовивший много докторов наук. Более 450 научных работ, множество книг. Его усилиями в Академии наук открыт научный центр проблем механики машин. Ныне возглавляет Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси. Руководит двумя важнейшими государственными программами, в реализации которых задействованы все профильные предприятия страны, десять академических институтов, шесть университетов, множество НИИ и КБ.

Как же Михаилу Степановичу удалось столько успеть в своей жизни? Этот вопрос невольно возникает, когда вижу его по-прежнему бодрым духом, удивительно энергичным, общительным, доброжелательным к людям. Хотя уже 81 год исполнится 10 февраля — возраст довольно солидный.

Как конструктор и ученый, Высоцкий наделен способностью в высшей степени рационально сочетать глубокие фундаментальные исследования с практикой. Если же говорить о качествах характера, то главные — увлеченность, страстная преданность своему делу, целеустремленность. Да еще одержимость. Плюс ко всему неустанный труд, сознание плодотворности которого, как верно замечено, есть одно из самых лучших удовольствий. Такой труд даже прозу хлопотных будней может превратить в маленькие светлые праздники.Именно эти прекрасные качества стали свойством характера и духа Михаила Высоцкого, в них — истоки его достижений и человеческого величия. Возможно, кто-либо из читателей подумает, что Высоцкому просто здорово повезло в жизни, он — баловень судьбы, каких немного. Отнюдь. Как рассказывает сам, рос без матери, она умерла когда ему было семь лет. Война, смерть на войне одного брата и инвалидность другого, голодная городская юность, болезнь, отнявшая десяток лет. Трудный хлеб конструктора. Сиротство научило его понимать: некому вести по жизни за руку — борись сам. Война дала понять, как высока цена куска хлеба… Познал, как тяжело без отца: тот по нелепой случайности получил срок. В Минск на автозавод добирался на крыше вагона — не было денег на билет.

А вот слова Михаила Лавриновича, знаменитого директора Минского автозавода (к сожалению, ушедшего из жизни): «Что нас с Высоцким всегда  объединяло? Здоровый коренной крестьянский род! Хорошо, что сохранили мы с Михаилом Степановичем свои родительские дома в деревнях: он — в Семежеве, я — в Телуше. Родовые гнезда надо знать и любить».

Воспоминания о родных местах не уходят из сердца Михаила Степановича, его семьи еще и благодаря дачному участку под Минском. Для них это общение с землей-матушкой. У нас, рассказывает Высоцкий, плодовые кусты, деревья, свои овощи, зелень. Мы даже собираем гостей на праздник первого огурца и первого помидора. А еще море цветов.

Чем завершить свои размышления о книге? Пожалуй, словами Михаила Степановича: «Я выбрал машины — они стали моей любовью, целью и мечтой… А счастье и везение было в том, что с детства родители и сельчане научили меня ответственности за труд…

А мои коллеги по заводу? Мы служили одному делу и порой при трудном рождении новых машин жестко спорили, каким должен быть очередной первенец…»

И, пожалуй, самое главное: «До сих пор я с признательностью и удивлением возвращаюсь к следующей вехе моей жизни — Академии наук БССР. Известные ученые решили принять меня, заводчанина, в свои ряды, поверили, что я могу сказать свое слово производственника в науке. Вот и получается: самому себе я обязан, наверное, меньше, чем добрым, умным людям, которых встретил на своем жизненном пути».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter