И едоку, и ездоку

Другой такой культуры, в семенах которой содержится до 50 процентов масла и свыше 20 процентов белка, в мире больше нет Парадокс, но еще с десяток лет назад такая сельскохозяйственная культура, как рапс, не сильно котировалась у хозяйств. Большинство из них если и возделывали ее, то чаще только по указанию сверху. А между тем еще в дореволюционном пособии по сельскому хозяйству было записано, что рапс — хоть и не пшеница, а крестьянина кормит.

Сегодня рапс вновь востребован и новый виток интереса к нему отечественных земледельцев не случаен. Наряду с ценностью как источника растительного масла рапс представляет большой интерес как универсальная кормовая культура, один из важнейших источников кормового белка. В мире уже убедились, что другой такой культуры, в семенах которой содержатся до 50 процентов масла и свыше 20 процентов белка, больше нет.
Рапс к тому же является хорошим предшественником для зерновых культур, способствует улучшению структуры и плодородия почвы. Да еще выступает в роли отличного медоноса — с одного гектара рапса собирают до 90 килограммов меда. Рапсовое масло можно употреблять не только в пищу, но и использовать в технических целях, в частности как биотопливо, которое в ряде стран уже активно используется. В Германии, например, по некоторым прогнозам, к 2020 году до 10 процентов всех предлагаемых потребителям видов горючего будет приходиться именно на биотопливо. И понятно почему, оно — и альтернатива убывающим нефтяным запасам, и в отличие от бензина, солярки топливо из маслосемян рапса — экологически чистый продукт. Оно полностью сгорает, а выхлопы имеют такой запах, словно рядом пекут блины.
Подстегиваемые спросом посевные площади под рапсом растут быстрыми темпами. Не дожидаясь, пока цены на традиционные энергоносители взлетят до немыслимых высот, мировой агробизнес делает уверенные шаги в биотопливное будущее. Больше высевается рапса и в нашей стране. В прошлом году получено 147 тысяч тонн семян рапса, а к 2010 году его планируется производить до 600 тысяч тонн. На 3 августа нынешнего года государству было продано маслосемян рапса 148 тысяч тонн, что на 8 процентов больше госзаказа. В том числе Витебскому маслоэкстракционному заводу уже отгружено около 45 тысяч тонн, или 89 процентов к плану. 
Переработчики, обеспечив рапсовым маслом маргариновую и хлебопекарную промышленность, намерены также выходить с ним на внешний рынок. Ряд зарубежных стран готовы закупать рапсовое масло, предназначенное для технических целей, гораздо в больших объемах, чем мы можем сегодня предложить. Ведь спектр применения этого сырья очень широк: лакокрасочная, автомобильная и даже авиационная промышленность.
ОАО «Рапс», к слову, единственное предприятие в столичном регионе, которое занимается не только выращиванием, но и переработкой рапса, кроме поставок его маргариновым, комбикормовым заводам, хлебокомбинатам, уже успешно масло рапса экспортирует. Больше всего в Литву. Предприниматели из этой страны покупают рапсовое масло по 650 долларов за тонну, что, как считает директор ОАО «Рапс» Михаил Ломако, очень выгодно. Для сравнения: у нас закупочная цена — 430 тысяч рублей за тонну. Причем литовцы согласились даже на предоплату и готовы забрать весь объем продукции. Тамошнему заводу по производству биотоплива необходимо много сырья, но оно нужно и белорусским потребителям, поэтому экспорт пока ограничен.
В самом ОАО «Рапс», расположенном на территории Крупицкого сельского Совета, площади озимого рапса занимают 500 гектаров. Собрано этой сельхозкультуры 1365 тонн при урожайности 27,3 центнера с гектара. В день нашего приезда на предприятие его работникам оставалось убрать еще 100 гектаров ярового рапса.
— Мы уже не только выполнили госзаказ по заготовке рапса, который установлен в размере 18,5 тысячи тонн, но и перевыполнили его, — говорит Михаил Ломако. — На сегодняшний день имеем около 21 тысячи тонн, что существенно больше прошлогоднего показателя. Этого удалось достичь за счет увеличения посевных площадей, роста урожайности и проведения своевременной уборки. Таким образом, наше предприятие обеспечено сырьем на весь год. 
Поскольку рапса в стране стали выращивать больше, предприятие намерено наращивать свои перерабатывающие мощности. В прошлом году они увеличились в два раза за счет покупки прессов российского производства. Принято решение о создании цехов по переработке этой сельхозкультуры в основных сырьевых зонах Минской области. Так, цех по производству масла из рапса работает в Клецком, планируется открытие филиалов ОАО «Рапс» в Столбцовском, Пуховичском, Вилейском районах. Благодаря им будут снижены и транспортные расходы. 
ОАО «Рапс» — единственное предприятие в масложировой отрасли республики, где уже 10 лет не только сушилки, но и основное производство работает на дровах. К началу уборочной кампании предприятие собственными силами заготовило 1,4 тысячи кубометров дров. В качестве топлива также используются корчи с торфоразработок, солома и отходы переработки рапса и зерна. Здесь даже смастерили оригинальный гидравлический дровокол, который даже громадные пни колет, как орехи, заменяя целую бригаду дровосеков. А главное, использование местных видов топлива при сушке маслосемян позволяет предприятию экономить 60 тысяч рублей на каждой тонне зерна. 
Занимались здесь в экспериментальном порядке и производством биотоплива. Потом добавляли его к солярке и заправляли свои тракторы. Но развития это направление в ОАО «Рапс» пока не получило. Причина тому — отсутствие ГОСТов. Да и цена получалась выше стоимости дизтоплива. К слову, в западных странах производство экологически чистых видов топлива стимулируется различными преференциями, что делает этот бизнес экономически целесообразным. И поскольку в Беларуси предусмотрено наращивание производства биотоплива, Михаил Ломако уверен, что к этой теме еще вернутся.
Благо опыт есть, да и жизнь заставляет. Ведь начало же ОАО «Гродно Азот» производство дизельного биотоплива. Как сообщило БЕЛТА, на днях там запущена установка, в которой путем химической переработки рапсового масла производится метиловый эфир. Этот продукт может использоваться как в чистом виде в качестве топлива для дизельных двигателей, так и в смеси в любых соотношениях с минеральным топливом. Проектная мощность нового оборудования, разработанного белорусскими учеными, составляет 2 тысячи тонн метилового эфира в год. Впоследствии она может быть увеличена.
Первую партию этой продукции в объеме 19 тонн планируется направить на Минский моторный завод для проведения испытаний. А к концу нынешнего года планируется организовать выпуск смесового дизельного биотоплива. Что касается метилового эфира, то он, как объясняют специалисты, будет применяться в качестве 5-процентной добавки к солярке. Таким образом, из 2 тысяч тонн метилового эфира может быть получено до 40 тысяч тонн смесового биотоплива. Эта продукция и будет предложена белорусским автолюбителям. Что важно: двигатели машин не нужно переделывать, биотопливо будет соответствовать европейским стандартам и стоить несколько дешевле обычного. На автозаправочных станциях в Гродненской области уже подготовлены к работе колонки для отпуска как нефтяного, так и дизельного биотоплива.
Ввод опытно-промышленной установки в ОАО «Гродно Азот» стал только первым этапом освоения в нашей стране производства данного вида топлива. Концерном «Белнефтехим» совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами разработан проект Государственной целевой программы по обеспечению производства дизельного биотоплива в Республике Беларусь на 2007—2010 годы. В настоящее время документ находится на рассмотрении в правительстве. Согласно проекту программы, предполагается весь объем потребляемого в нашей стране дизтоплива, а это более 2 миллионов тонн в год, производить с 5-процентной добавкой биотоплива, что позволит экономить порядка 300 тысяч тонн нефти в год. С этой целью в республике планируется создать мощности по производству метилового эфира в объеме до 100 тысяч тонн в год. Они могут быть установлены на предприятиях концерна ОАО «Гродно Азот» и «Могилевхимволокно», на которых есть производство метанола, необходимого для получения биотоплива. Стоимость этого проекта оценивается примерно в 50 миллионов долларов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter