В Минске проходит VIII Международный фестиваль Юрия Башмета

И чтец, и жнец, и на альте игрец

Хоть наше время и не располагает к поэзии, поэтический театр упорно не желает сдавать своих позиций...

Хоть наше время и не располагает к поэзии, поэтический театр упорно не желает сдавать своих позиций. Он четко держит нос по ветру и готов соперничать с любыми новомодными театральными формами. Чтецы приняли боевую стойку, излучают здоровую агрессивность, активно употребляют соки и демонстрируют завидную жизнерадостность. Это уже не унылые, чахлые невротики прежнего времени, а вальяжные крепыши, проводники плотных эмоциональных потоков, вписанные в европейский тренд. Поэтический театр стал частью общей палитры. Что за свадьба без баяна? Что за вечер без чтеца?


Убедительным дуплетом он выстрелил на VIII Международном фестивале Юрия Башмета, который продолжается в Минске. Сразу два вечера подряд со сцены звучала поэзия. Меломаны внимали музыке строф Маяковского и Хлебникова. Представили их на редкость разные и по темпераменту, и по телосложению чтецы — звезда сериалов и громких премьер главного театра России МХТ Константин Хабенский и минский музыкант Михей Носорогов.


Народный артист России Хабенский вместе с коллективом Башмета «Солисты Москвы» читал «Облако в штанах» Маяковского. Чтение чередовалось с непростой музыкой Сергея Прокофьева. Получилось буржуазно. Респектабельная публика внимала знакомым каждому школьнику строфам как откровению, а актер купался в жирных лучах славы. Цепкий взгляд, плотно сомкнутая в паузах челюсть, железная осанка. Хотя кепка а–ля Лужков и не вписывалась в филармонический дресс–код, публика готова была простить Константину любой звездный каприз. По мне — отчитал он без души, как на экзамене. Все–таки формат международного фестиваля предполагает большую инвариантность.


Наши театралы рады и этому, потому что потеряли всякую надежду увидеть Константина в какой–нибудь новой роли на гастролях в Минске. Хабенский — это дорого. Когда–то лицезрели его в «Калигуле» Юрия Бутусова и «Утиной охоте» Александра Марина. А с тех пор — следим за актерским ростом только по газетным статьям и светской хронике. Костя покоряет Голливуд, целует Анджелину Джоли и примеривается к модному со времен «Парфюмера» литератору Зюскинду с его «Контрабасом». Мальчик вырос, как уверяет худрук МХТ Олег Павлович Табаков. Он давно говорил: «Наш Костик вас удивит...» Скорее бы.


Второй эпизод поэтического театра на фестивале Башмета прошел при меньшем ажиотаже. Среди публики почти не было респектабельных дам в заячьих шубках. И зря. Колоритный музыкант Михей Носорогов «арии московского гостя» ничуть не уступил ни в экспрессии, ни в напоре. А многих в зале даже просто испугал: падал на колени, вращал глазами, расшвыривал по сцене скомканные листы бумаги. Те, у кого нервы оказались покрепче, с любопытством внимали зрелищу, остальные отвечали нервическим смехом. Чисто по–актерски задача у Носорогова была сложнее, чем у Хабенского. Читал он не в тишине филармонического зала, а вместе с оркестром и четырьмя пианистами довольно непростое стихотворение Велимира Хлебникова «Зверинец», встроенное в плотную ткань симфонической фантазии «Архитектон» молодого белорусского композитора Валерия Воронова. Это была, кстати, мировая премьера, написанная специально для фестиваля Башмета. И она, конечно, удалась. Музыкальный язык Воронова в этом произведении настолько неожиданный, рваный и дисгармоничный, что лучшего музыкального обрамления для футуриста Хлебникова представить сложно. Слушая «Архитектон», вспоминаешь весь авангард XX века, но Воронов идет дальше и четко формулирует свой композиторский месседж: «Прежней музыка уже не станет». Может, потому сегодня Валерия больше знают в Швейцарии, чем в Беларуси. Я лично музыку Воронова услышал впервые и, как назавтра судорожно ни вертел ручку радиоприемника, на FM–волнах больше ее не поймал. Жаль.


Радостно, что детище Ростислава Кримера и Юрия Башмета не идет по шаблону, не повторяет одну и ту же формулу. В нем нет ничего механического. Это живой музыкальный театр, где любой солист может вдруг поменять амплуа, предстать в неожиданном или даже невыгодном ракурсе. И чтец, и жнец, и на альте игрец — каждый найдет себе здесь применение на радость публике, которая, не будь дурой, готова внимать каждой ноте и слову. И, кажется, уже почти не воротит нос от своих артистов и композиторов, привыкая к мысли, что нашим музыкантам тоже есть что сказать.


Добрый зритель в 9–м ряду.

 

Советская Белоруссия №189 (24326). Вторник, 8 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter