И была война, и была весна

Наша сегодняшняя героиня в годы Великой Отечественной солдатом не была. В том смысле, что не держала в руках оружия. Но как нуждались в ней, вольнонаемной госпиталя, и медперсонал, и, главное, раненые! И сама она хлебнула лиха и тяжелой работы сполна. Так что вполне заслужила право носить гордое солдатское звание и попасть в нашу народную летопись. Высоко оценивает вклад в Победу тех, кто не принимал непосредственного участия в боевых действиях, но своим трудом помогал борьбе с фашизмом, руководство нашего государства. Президент страны принял решение оказать им всем к 60-летию Великой Победы материальную помощь. А статистика свидетельствует, что в Беларуси 17,6 тысячи граждан награждены орденами или медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы войны, 695 — за работу на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог.

Наша сегодняшняя героиня в годы Великой Отечественной солдатом не была. В том смысле, что не держала в руках оружия. Но как нуждались в ней, вольнонаемной госпиталя, и медперсонал, и, главное, раненые! И сама она хлебнула лиха и тяжелой работы сполна. Так что вполне заслужила право носить гордое солдатское звание и попасть в нашу народную летопись. Высоко оценивает вклад в Победу тех, кто не принимал непосредственного участия в боевых действиях, но своим трудом помогал борьбе с фашизмом, руководство нашего государства. Президент страны принял решение оказать им всем к 60-летию Великой Победы материальную помощь. А статистика свидетельствует, что в Беларуси 17,6 тысячи граждан награждены орденами или медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы войны, 695 — за работу на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог.

Как может быть земля пропитана солдатской кровью? Нет, она не стремилась найти ответ на этот вопрос. Но его она прочувствовала каждой своей клеточкой. До сих пор помнит все до мелочей. Вот она склонилась над корытом с окровавленным солдатским бельем, залила водой, поприжала к днищу. И между пальцами начала проступать свежая алая кровь. Она сразу поняла страшную в своей простоте истину. Вечером первый свой солдатский ужин она не могла есть. Было жутко, больно, страшно.
Ларисе, девочке с тугими косичками, из небольшого белорусского городка Речица, было всего 15 лет, когда началась война. И она, в отличие от своих сверстников-мальчишек, на фронт не рвалась. Поезд, в котором Лариса ехала в эвакуацию, по дороге разбомбили. Как и многие другие пассажиры, девчонка шла вслед за отступающими солдатами.
Назад, домой, дороги не было, ее родной город был уже захвачен немцами, родителей мобилизовали. Однажды, наткнувшись в пути на тыловой госпиталь, попросилась туда на работу. “Возьмите хоть кем-нибудь, мне некуда идти”, — умоляла она старшину. Сжалившись над девчонкой, он определил ее в прачки.
Для Ларисы Тихоновны Дейкун война — это прежде всего многотрудная работа. Горы, горы белья. Жутко ноет спина, слезы капают в корыто. На руки страшно смотреть — набрякшие от мыльной пены, сморщенные. Но раскисать нельзя. Ведь им, раненым, намного труднее. Ларисе надо успеть сделать свою работу и постараться облегчить страдания раненых.
В солдатской гимнастерке, в сапогах, на пять размеров больше, с детскими косичками, наверное, выглядела она нелепо. Но об этом некогда было думать. Выпала свободная минута — надо помогать бойцам: за кого-то письмо родным написать, с кем-то просто поговорить. Часто она входила в палаты к раненым и звонким голосом начинала: “Здравствуйте, товарищи бойцы! Меня зовут Лариса. Если хотите, я почитаю вам стихи”. Хотя и окончила до войны всего шесть классов, но была девочкой начитанной, много знала стихов наизусть. Особенно Пушкина, Лермонтова. Почему-то бойцы больше всего просили ее прочитать “Мцыри”. Как она понимала, возможно, из-за строчек “Меня могила не страшит: там, говорят, страданье спит”. Ведь умирали солдатики каждый день. Трудно, мучительно.
“Привезли как-то раненного в голову, — вспоминает Лариса Тихоновна. — Весь забинтованный, одни глаза еле видны. Наверное, я ему кого-то напомнила. И он меня тихонечко зовет: “Лариса, Ларочка!” Наверное, так девушку его звали. Знаю, что этого бойца я никогда ранее не встречала, а он зовет меня. Подошла поближе, присматриваюсь. Слышу: “Ты пришла, ты пришла”. Я за руки его взяла, наклонилась. Он что-то шепчет, пытаюсь разобрать. “Как уходил на фронт, не успел тебя поцеловать. Поцелуй меня!” Я наклоняюсь и целую его. Вижу, выкатилась из глаз слеза и поплыла в бинты. И все. Он умер”.
С ноября 1943 года Лариса Тихоновна работала уже в прифронтовых госпиталях действующей армии. Это было еще труднее. Не только потому, что совсем близко стреляли и бомбили, что смерть ходила по пятам. Было много тифозных — фашисты при отступлении заразили бойцов. Тиф косил, как и пули. Многие переболели, а она умудрилась даже косички сохранить — болезнь обошла стороной. Но дважды была ранена.
Она хотела дойти до Берлина. Но в ее жизнь стремительно ворвалась любовь. Тогда была весна. Чудная, во всей своей красе. Уже был освобожден ее родной город, их часть стояла неподалеку. Она отпросилась у руководства на один денечек. Уж очень хотелось посмотреть на родной дом. Уцелел ли? Речица была в руинах, а родительский дом остался целехоньким. Встретила довоенную подругу с парнем. Первые минуты той встречи ничего не подсказали девичьему сердцу. Успела только заметить, что у молодого человека не было правой руки. А вот когда он искренне рассмеялся по поводу ее неловкой шутки, у нее мурашки по спине побежали — настолько красивым он ей показался.
— Волосы — как вороново крыло, зубы беленькие, как чесночок, а главное, какая-то внутренняя сила чувствовалась в нем, — вспоминает Лариса Тихоновна.
На другой день они встретились на вокзале якобы случайно. Лариса уезжала в часть, а Дмитрию (так звали ее будущего мужа), как он сказал, надо было ехать в Гомель, чтобы заказать протез. Поезда шли в его сторону, в ее же ничего не было. А он все не уезжал. Сидели, просто говорили. Ни о чем. Была весна, и они были молоды. Этим все и объяснялось. Она успела черкнуть на бумажке свой адрес. И полетели на фронт письма.
— Нет, не письма, а поэмы, — уточняет Лариса Тихоновна. — Вот такое это было чудо. Необъяснимая загадка — любовь. Не часы, скорее минуты провели мы тогда вместе. Их оказалось достаточно, чтобы влюбиться, а затем и полюбить друг друга. Я благодарна судьбе за каждое проведенное с ним мгновение.
Голос у Ларисы Тихоновны дрожит от волнения.
— После этой встречи я на многое стала смотреть по-иному. Вскоре поняла, что очень нужна Дмитрию. Война его сильно покалечила — у него не было не только правой руки, он не видел правым глазом, не слышал правым ухом. Когда наша часть дошла до Познани, а в воздухе уже витал запах победы, я попросилась у руководства отпустить меня с фронта, ведь я была вольнонаемной. Спешила к своему любимому. Чтобы стать его правой рукой, его настоящей половинкой.
Вернулась девушка в родной город. Сразу же устроилась на работу в кинотеатр — рисовала афиши. В то время Речица была наводнена ранеными — солдаты долечивались в госпитале и возвращались в строй. Однажды к ней в кинотеатр зашел художник. Дела его уже шли на поправку, через несколько дней он уезжал на фронт. Познакомились, разговорились. И Григорий Козлов, так звали художника, оставил на хранение Ларисе около 100 своих рисунков, которые он выполнял в перерывах между боями. С обложек школьных тетрадок, с обрывков бумажных мешков, с клочков бумаги смотрели солдатские лица, его боевые однополчане.
Не вернулся после войны за своими рисунками художник. Лариса Тихоновна посчитала его погибшим. Но рисунки бережно хранила. Часто они с мужем их перебирали, рассматривали и вспоминали свое военное прошлое. Но однажды, повинуясь интуиции, она написала статью о художнике и его рисунках и отнесла ее в редакцию областной газеты. Она почувствовала, что у этой истории может быть продолжение. Так все и вышло. На статью обратил внимание собственный корреспондент газеты “Известия” в Беларуси Николай Матуковский. В своем издании он также рассказал историю рисунков с публикацией нескольких портретов. И свершилось чудо — в Москве нашелся Григорий Козлов. Он вернулся за своими работами к Ларисе Тихоновне через 28 лет. Ее семья жила уже в Гомеле, она работала завучем в одной из городских школ. Это была не просто встреча. Она вылилась в большую патриотическую акцию. В Речице при поддержке местных властей в Доме культуры была развернута выставка рисунков Григория Козлова — участника освобождения города. С экспозицией знакомились люди разных поколений. А главное, на встречу с фронтовым художником и со своей юностью из разных концов страны приехали в город на Днепре многие из тех, кого рисовал художник. Несколько позже на киностудии “Беларусьфильм” на эту тему вышла документальная лента “О чем шумят деревья”.
Эта история — только один небольшой штрих из жизни Ларисы Тихоновны Дейкун, которая открыла людям многие имена своих земляков, героев войны. У нее легкое, изящное перо. Ее корреспонденции с охотой брали и берут многие как местные, так и республиканские газеты. Сама она, имея боевые награды, в том числе и орден Отечественной войны II степени, крайне редко рассказывает о своем военном прошлом. Считает, что у многих, кого она знала (уходят фронтовики), это прошлое ярче, интереснее. Те же, кто подружился с Ларисой Тихоновной много лет назад, как и автор этих строк, считают, что это удача — встретить в жизни такого человека. У нее можно неустанно черпать оптимизм, любовь к жизни. Несколько лет назад она тяжело пережила смерть горячо любимого мужа. Но смогла найти в себе силы, чтобы снова с интересом продолжать жизнь. Две дочери, сын, пятеро взрослых внуков и правнучек — все живут в разных городах. Но она не одинока, вокруг ее прежние друзья. Со своими заботами, проблемами многие идут к ней. Да и должность у нее такая — председатель областной комиссии по работе с ветеранами педагогического труда. Вот и недавно ездила в Минск, на семинар, связанный со своей общественной работой. Так что старость ее дома не застанет.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter