Фискальная политика – тонкая материя, потянешь с одной стороны – порвется в разных местах

И бремя, и благо

Никто не любит вареный лук и налоги. Противный овощ-то можно выбросить из кастрюли и наслаждаться супом. А «дань» государству нужно отдавать. Иначе – тюрьма. Приходится на фискальные изъятия взирать философски, как на облака небесные: пасмурно и грустно, зато солнце не слепит. Но все равно ждешь погоды получше. В таком ключе проходила и международная научно-практическая конференция «Фискальная политика в целях устойчивого экономического развития».

Еще за неделю-другую до мероприятия организаторы опасались: не слишком ли маленький зал выбрали? Тема-то актуальная и насущная для бизнеса. Вдруг не хватит мест. Нет, пустых кресел было предостаточно. Предприниматели – люди дела, поэтому, видимо, им уже надоели дискуссии о бороздящих космическое пространство и кораблях, и налогах.

И не сильно ошиблись. Сенсационной конференцию назвать сложно. В который раз прозвучали прописные и известные даже школьникам истины: по налоговой нагрузке на компании мы далеко не впереди планеты всей. Но и не позади. Крепкие середняки. Но чтобы воспламенить частную (и иностранную) инициативу, не мешало бы фискальные изъятия снизить. А как залатать брешь в бюджете? Есть много фантазийных вариаций на тему. Якобы растущий бизнес благодаря увеличению оборотов наполнит казну. Или структуру налогов изменить, чтобы они стали стимулирующим фактором для гонки бизнеса к светлому будущему.

Любая точка зрения имеет право на жизнь. Даже самая неожиданная и эпатажная. Причем вполне может оказаться эффективной на практике.

Впрочем, проблема-то в другом. Фискальная политика слишком тонкая материя. Потянешь с одной стороны — может разорваться в разных местах. Представитель МВФ популярно объяснил: снижение налогов может принести стране не процветание, а затухание. Особенно высоки риски в белорусском случае. Ведь любую либерализацию кто-то должен оплачивать. Обычно налоговые новации финансируются из двух источников: либо сырьевые доходы, либо бюджетный дефицит с внешними заимствованиями. Вполне приемлемая стратегия для нефтеносных государств или стран — эмитентов мировых валют. Но не белорусский вариант, однозначно. И без того нагрузка на обслуживание внешнего долга съедает 7,3 процента ВВП. Игра с этим огнем чревата девальвационной вспышкой. А еще один цикл курсовых колебаний запросто добьет и частный, и государственный сектор.

Правда, есть еще одна лазейка: снижение бюджетных расходов. Но и в этом направлении почти все резервы исчерпаны. Заместитель министра финансов Дмитрий Кийко прямо с трибуны и сказал: 61,2 процента расходов бюджета — обязательные платежи. В основном социалка. Теоретически, можно рубить по живому и снизить обязательства родины перед своими сынами. Но слишком зыбкий путь с политической точки зрения. А с экономической – вдвойне. Участвовавшие в дискуссии международные эксперты утверждают: другие страны плавали такими галсами. В светлое будущее не приплыли: наоборот, назад откатились. Да, с одной стороны, с более низкими налогами бизнесу жить веселее. Но его без ножа зарежет сокращение государственных расходов. Говоря проще, падение спроса. Косвенно этот тезис последние года 2—3 подтверждают и наши предприниматели, независимо от степени экзальтации и плотности либеральной окраски. Все хором говорят: не надо преференций, дайте платежеспособного покупателя, и все будет хорошо. А откуда его взять, если траты бюджета укоротить?

Впрочем, неоспорим и другой тезис: наша налоговая система далека от идеала. Как и любая другая. И работы по ее модернизации – непочатый край. Только перекраивать сложившуюся систему придется очень аккуратно, после долгих расчетов и раздумий. И такие задачи за час-другой дискуссий не решаются. Срок поставлен до 2020 года: к этому времени Минфин, Правительство вместе с экспертами и бизнес-сообществом должны выработать проект принципиальных изменений для Налогового кодекса. К этой работе пока только примеряются. Но ход потенциальных новаций Дмитрий Кийко изложил: уходить от необоснованных преференций – их нынче много, а результат весьма сомнительный. Впрочем, эффект налоговых льгот никто в стране толком и не оценивал. Будут изучать возможность снижения ставок на доходы и прибыль. Самый радикальный вариант – до 10 процентов. Компенсация – рост акцизов и НДС. Последний — в среднем до 25 процентов. Но это, добавил Дмитрий Кийко, самый революционный вариант. Насколько он нам подходит – вопрос изучения, анализа, исследования… Словом, процесса, по своей сути ближе к научному, чем к административному. А по-другому не получится. Можно сделать фискальную политику самой мягкой в мире, но и самой неэффективной. А высокое место в рейтинге всемирного бизнеса на хлеб не намажешь.

volchkovvv@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter