Московские "Душегреи" увезли из Минска Гран-при батлеечного фестиваля

И батлейка, и вертеп

В МИНСКЕ прошел III Международный Рождественский форум батлеечных и кукольных театров "Нябёсы" ("Небеса"). Гран-при и диплом "За лучший спектакль" получил московский театр "Душегреи", воссоздавший волшебное тепло старинных новогодних праздников сначала своим "Рождественским вертепом", а после - забытыми играми с гостями фестиваля, в которые лет 100 назад играли и в России, и в Беларуси.

Фото: Виталий ГИЛЬ

Вопрос, чем вертеп отличается от батлейки, звучал здесь, пожалуй, чаще других. Отличия, конечно, есть - в размере кукол, в некоторых персонажах. "Мода" на рождественские кукольные представления пришла в Россию из Беларуси еще в XVII веке, перемешалась с местными ярмарочными традициями. Но главный атрибут - магический ящик с религиозными мистериями и выразительными народными шутками ни расстояния, ни время не уничтожили.

Сейчас это древнее искусство снова популярно. Настолько, что в России проводятся десятки фестивалей вертепов. А белорусскому форуму уже явно тесно в прежнем камерном формате.

Фактически фестиваль "Нябёсы" начался еще за день до открытия. Сюда снова приехал Александр Греф, основатель московского театра "Бродячий вертеп", прошлогоднего обладателя Гран-при минского рождественского кукольного форума. В этот раз - с мастер-классом.

- Для вертепщиков очень важно обмениваться опытом, - считает Александр Греф. - В прежние времена они знали каноны, передавали свое мастерство по наследству, нам же приходится пользоваться другими источниками.

В советское время и батлейки, и вертепы были запрещены. Но объяснить сегодняшний массовый интерес к ним одним лишь любопытством к артефактам прошлого сложно. Для Александра Ждановича, художественного руководителя фестиваля "Нябёсы", все очевидно:

- Это очень многомерное и разнообразное явление, сакральное, глубокое, и в то же время очень понятное для детей. Батлейка - хороший способ научить их простым, правильным вещам и заодно обрести новые, надежные ориентиры.

Фото: Виталий ГИЛЬ

В дни спектаклей фестиваля "Нябёсы" свободных мест в зрительном зале не было. А дети часто усаживались у сцены прямо на полу - поближе к теплу свечей батлеечного ящика. В нынешнем году свои представления в Минск привезли театры из Беларуси, России, Украины и Польши. Некоторые - результат совместной работы.

Спектакль "Байки шляхтича Завальни. Черный петух и Цмок" театры "Провинция" из Гродно и "Три Лика" из Москвы готовили полгода. Сначала - в скайпе и социальных сетях. Потом ездили друг к другу на репетиции, сообща создавали костюмы и кукол.

- Мы давно дружим, с 2010 года, когда приехали в Москву на фестиваль, - рассказывает руководитель "Провинции" Дмитрий Гайдель. - И это уже не первый наш общий проект - со спектаклем "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" с театром "Три Лика" когда-то проехали по всей России. Собираемся реализовать еще одну совместную идею, теперь с планшетными куклами.

Общий рождественский спектакль у них пока один. Виктор Драгун, создатель и режиссер театра "Три Лика" надевает белорусскую рубаху и разыгрывает сказку "белорусского Гофмана" Яна Барщевского в батлейке, скопированной с той, которая хранится в одном из гродненских музеев. "На мой взгляд, каждый уважающий себя кукольный театр доложен иметь такой волшебный ящик", - откровенничает Дмитрий Гайдель. "Три Лика" обзавелся вертепом еще лет 20 назад, когда их только начинали возрождать. Но объединились театры пока только в батлейке. Кстати, в Минск российско-белорусский спектакль "Черный петух и Цмок" приехал прямо из Коломны, где также буквально только что завершился рождественский фестиваль народной музыки и театра. И, пожалуй, не так уж принципиально задавать вопрос о различиях, когда у российской публики есть возможность увидеть батлейку, а у белорусской - вертеп.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter