Hotel, но не сумел

Почему во многих гостиницах не хватает мест и комфорта?В Беларуси более 300 гостиниц и прочих объектов для размещения приезжих. Но мы по-прежнему при поездке в какой-нибудь райцентр более чем на день стараемся ночевать не в местном «отеле», а, если это возможно, у родственников. Многие иностранные туристы предпочитают на ночь возвращаться если не в столицу, то хотя бы в областной центр. Сколько и каких нам нужно объектов гостиничной инфраструктуры, чтобы и райцентр зарабатывал деньги, и его гости были довольны?

Ищем инвестора
На сайте Глубокского райисполкома среди перечня инвестиционных предложений строительство гостиницы стоит под номером один. Несколько лет местные власти пытаются найти соинвестора для столь значимого для района объекта, но воз пока и ныне там...
— Новая гостиница Глубокому нужна как воздух, — говорит председатель Глубокского районного совета депутатов Александр Колбасич. —  Сейчас мы активно участвуем в разных проектах по линии Еврорегиона “Озерный край”, к нам постоянно едут гости, туристы, деловые люди, в том числе и из зарубежья. Старая гостиница уже давно не отвечает современным требованиям комфортного проживания.
Гостиница в Глубоком, пожалуй, такая же, как и во многих других райцентрах Беларуси. Здание, построенное 45 лет назад, имеет главный козырь — удобное место в центре города. Его постоянно ремонтируют и подновляют. Вот поставили стеклопакеты, заменили входные двери, покрасили фасад. Но внутри — проблемная сеть водоснабжения и канализации, один туалет на весь коридор, правда, умывальник — в каждом номере, низкая степень звукоизоляции. В жаркие дни принять душ невозможно, горячая вода подается только в отапливаемый холодный период.
Между тем в летнее время номера гостиницы (а это 55 мест) практически всегда заняты. Конечно, номер номеру рознь. Есть здесь даже “роскошные апартаменты” — люкс, который сделали, соединив в свое время две комнаты, с горячей водой круглый год, отдельным туалетом (всего таких три люкса). А есть и скромные комнаты на четверых всего по 13 тысяч рублей за сутки.
— В нашей гостинице в основном надо переделывать все, нужен капитальный ремонт с реконструкцией, — считает начальник банно-гостиничного хозяйства Глубокского УП ЖКХ Надежда Мательская. — Если гостиницу передать в частную собственность, новый владелец начнет именно с этого. Пока же в нашей системе нет средств на капитальные вложения.
По мнению Надежды Мательской, разгосударствление гостиничного хозяйства — проблема давно назревшая. Ведь даже в нынешних условиях местная гостиница сработала за прошлый год с маленькой, но прибылью — один миллион четыреста тысяч рублей.
— Часто звонят туроператоры, хотят разместить группу на ночлег, ведь едут в наш Мосар, где ксендз Булька создал удивительный белорусский “Версаль”, в выходные — десятки автобусов, — говорит Надежда Николаевна. — Но, узнав наши бытовые условия, останавливаться у нас отказываются.
Уют на Садовой
Глубочане — люди предприимчивые. Если в экономике возникает пробел, они тут же стараются его восполнить. Один человек может решить проблемы, которые не готова решить целая организация.
Несколько лет назад в городе начали открываться маленькие частные отели.
Анатолий Почепко когда-то работал энергетиком на молочноконсервном комбинате. Потом занялся мебельным бизнесом, то есть продавал мебель белорусского производства. Дела пошли в гору, но стало подводить здоровье — сколько мебели переносил на своих ногах. Врачи запретили поднимать тяжести, порекомендовали сменить род деятельности.
— Семья разъехалась, большой дом площадью в 120 “квадратов” с шестью комнатами стал пустовать, — рассказывает Анатолий Почепко. — Вот я и решил открыть в нем гостиницу на 14 мест. Надо жить интересно и быть полезным своему городу. Вложенные в создание качественных услуг деньги окупятся очень не скоро, если вообще это возможно. Ведь у меня все новое: и мебель с Вам-Диван.рф, и сантехника. Только в начале этого года отдал почти 3,5 тысячи долларов на обустройство санузлов в комнатах. 
Владелец гостиницы хоть и ездит на джипе, но не гнушается сам убрать в номере, сменить постельное белье. Главный принцип хозяина гостевого дома “Уют” на улице Садовой — отдыхай сам и дай отдохнуть другим. В его гостинице часто останавливаются VIP-персоны, командированные из столицы. Сам же администратор Почепко к заселению подходит избирательно. В его уютном доме не бывает пьяниц и дебоширов. Самый дорогой люкс у него стоит 80 тысяч за сутки, в четырехместном номере — по 45 тысяч рублей за место.
На мой вопрос, насколько привлекательным для предпринимателей может быть гостиничный бизнес в райцентре, он ответил так:
— Я не стремлюсь максимально заполнить клиентами свои номера, по мне лучше, чтобы мои постояльцы всегда оставались довольны качеством услуг. Для них я создал уют во дворе, покупаю гамаки и мангалы. Расходы даже не считаю. Мое главное преимущество в том, что я не брал кредитов в банках, считаю себя свободным человеком. Однозначно — чтобы гостиничное дело стало прибыльным, его надо подкреплять либо ресторанным, либо игровым.
Ориентир — на три звезды
Похожие на глубокскую ситуации и в других регионах страны. На начало нынешнего года, по данным Белстата, в Беларуси работали 258 гостиниц, 24 гостиничных комплекса, 2 мотеля, 4 кемпинга и 24 других, выражаясь профессиональным языком, средств размещения. Они были рассчитаны примерно на 25 тысяч койко-мест. Однако за год непосредственно в гостиницах было размещено лишь 1,2 миллиона посетителей, причем более 920 тысяч из них — наши соотечественники. Если учесть, что в году 365 дней, то на основании простых арифметических подсчетов можно предположить, что в некоторых гостиницах часть номеров пустует.
— Одна из причин непопулярности гостиниц в райцентрах — нередко низкий уровень сервиса, — выражает мнение директор турагентства Мира Баран. По ее словам, нужно стремиться к уровню отелей класса три звезды и позаботиться о горячем завтраке для постояльцев (сосиски, яичница, чай, кофе, булочки), что, например, в Польше уже давно стало нормой.
Нужно позаботиться, советует директор, и о том, чтобы мест в гостинице было больше. В автобусе на экскурсию едет до сорока человек, а гостиницы в малых городах, как правило, рассчитаны лишь на 20 мест, а порой и того меньше. Поэтому всем приходится уезжать.
— Большинство гостиниц было построено несколько десятков лет назад, — объясняет корни проблемы начальник управления Минжилкомхоза Эдмунд Гришкевич. На то время они вполне подходили, о туризме никто особо не думал. Теперь же, соглашается он, нужно приводить гостиничное хозяйство в порядок. Однако это упирается в ограниченные финансовые возможности облисполкомов, других распорядителей такими объектами.
В настоящее время в Беларуси сертификацию на три звезды прошли 16 гостиниц (всего в стране с разной звездочностью 21 объект). И это соответствует международному опыту. По некоторым оценкам, из всех отелей в мире, удостоенных звезд, почти 60 процентов — трехзвездные. На втором месте по распространенности — четырехзвездочные.
— Требования к категории три звезды, — перечисляют в Госстандарте критерии оценки, — это охраняемая автостоянка, площадь одноместного номера — 10 квадратных метров, двухместного — 14, письменный стол с рабочим креслом, занавес для ванной, полотенца — не менее трех на каждого гостя, туалетное мыло в фирменной упаковке, бар и фирменная одежда персонала, цветной телевизор в каждом номере, наличие в гостинице бизнес-центра и прочее.
При этом с апреля минувшего года Госстандарт усовершенствовал систему оценки претендентов. Теперь применяют балльную систему, учитывают, например, не просто, что есть стул, а смотрят, какого он качества. 
Несведущий человек может сразу же возразить, что для гостиницы райцентра сдать экзамен на три звезды нереально. Однако уже сейчас в малых городах можно встретить вполне приличные гостиницы, которые в последние годы были приведены в порядок и по своим характеристикам приближаются к звездным критериям.
Больше отелей — хороших и разных!
Понятно, что существует дилемма: одни говорят, что гостиниц мало, потому что недостаточно туристов, другие уверяют в обратном — дефицит мест отпугивает потенциальных путешественников. Но в любом случае, как считает в своем исследовании директор консалтинговой компании Алексей Колик, инвестиции в развитие гостиничной инфраструктуры могут быть выгодными.
По его мнению, выгоду может принести строительство отелей в областных городах, в первую очередь в Бресте и Гродно, в природных зонах (Нарочь, Браславские озера, Беловежская пуща, Налибокская пуща), в населенных пунктах,  имеющих историко-архитектурное значение (Несвиж, Мир, Полоцк, Новогрудок, Заславль, Пинск). Следует сделать ставку и на молодежные гостиницы с невысоким уровнем комфорта и ценами. Последний тип объектов, по мнению специалиста, в нашей стране, можно сказать, полностью отсутствует.
Прирост числа гостиниц в республике рядовым гражданам будет явно на руку. В таком случае каждый сможет выбирать номер по своему кошельку. К тому же есть надежда, что “отельная” конкуренция сделает для клиента соотношение цена—качество более привлекательным.
Не один в поле воин
В начале июня в Глубоком откроет свои двери еще одна, пятая по счету частная гостиница Игоря Бодяки. Директор глубокского ЧУП “Наружные рекламы” рискнул взять кредит в банке на 30 миллионов рублей всего на год под большие проценты.
— Других условий не было, — говорит Игорь. — Мы купили дом, решили его реконструировать под отель на 17 мест.
В помещение, созданное с европейским лоском, уже завозится мебель. У владельца новой гостиницы создаются для горожан новые рабочие места, и это тоже плюс. К тому же во второй половине июня в Глубоком соберется творческая интеллигенция из дальнего и ближнего зарубежья на V Международный католический фестиваль христианского кино и телепрограмм. Новая гостиница окажется весьма кстати.  Предприниматель собирается привлечь клиента невысокими ценами.
Открытие малых гостиниц полностью зависит от инициативы трудолюбивых глубочан и решительности местных властей. Но решает ли это проблему перспективного развития сферы услуг для Глубокого? Всего лишь частично.
— Глубокое, где расположено два десятка промышленных и строительных предприятий, не может оставаться без современной гостиницы на 50 и более мест, — считает первый заместитель председателя Глубокского райисполкома Виналий Петкевич. — Гостиничные услуги — очень важное направление в экономике района. Инвестору мы предлагаем выбор: есть новый участок, есть на базе существующих построек. Здание можно возвести прямо в центре, а можно в стороне, для небольшого городка все близко. В районе разработаны интереснейшие историко-познавательные и экологические маршруты, имеется конно-спортивная база, десятки памятников истории и культуры. Все это способствует привлечению туристов.
Поиск инвесторов и предоставление новых возможностей для реализации частных инициатив — это слагаемые успешного развития гостиничного бизнеса. И этот процесс, по всей видимости, набирает обороты. Беларусь действительно может стать своеобразной туристической Меккой. Но для этого еще много нужно сделать.

 “НГ” спросила Что делать, чтобы гостиницы росли как грибы?

Александр ЧИЖ, директор СООО “Вариант” (создали частную гостиницу в Березе Брестской области):
— Во-первых, нужно стимулировать приток приезжих, туристов, которые дали бы возможность заработать. Во-вторых, необходимо найти свободные средства, которые можно было бы “заморозить” на длительный срок. Дело в том, что окупаемость гостиницы может составлять до двадцати лет. Банковский кредит на такой срок будет слишком дорогим. Часть средств на открытие гостиницы, возможно, могло бы выделить государство. Но для госбюджета чаще выгоднее вложить деньги в развитие производства, которые окупятся уже через три-пять лет.
Иван КУРМАН, заместитель председателя Лидского райисполкома:
— В малых городах проблема развития гостиничной инфраструктуры, возможно, не самая главная. А вот в таких крупных промышленных центрах, как Лида, конечно, нужно думать об этом. Строить необходимо с учетом спроса. Если нет собственных денег, можно привлекать зарубежных инвесторов. Их можно заинтересовать, например, строительством гостиницы в комплексе с бизнес-центром.
 Сергей Васковский, пилот-инструктор Витебского филиала ГУ “Беллесавиа”:
— По роду своей деятельности постоянно езжу по стране и часто останавливаюсь в гостиницах. Бедность и грязь — в комнате четыре кровати и шкаф, обои десятилетней давности. Недавно самому пришлось покупать лампочку, чтобы вкрутить в умывальной комнате в одной из гостиниц. Пока в частные руки их не отдадут, толку не будет.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter