Многогранная история: насколько правдиво то, что мы знаем о прошлом?

Гвоздь истории

Последние месяцы не могу избавиться от вопроса: а есть ли правда? Правда истории, с которой согласятся все?
Не так давно под одним материалом на моем сайте появился комментарий: «Извините, а что, другие страны не пострадали? Или только ваша Беларусь и Россия? А что, Чехия не пострадала? Что за бред вы постоянно несете?» Сразу хочется забросать фактами, рассказать про 27 миллионов погибших советских людей (не делая различий между русскими, белорусами, грузинами, узбеками и остальными по списку: мы тогда все были советские люди, и боль у нас на всех одна, и Победа на всех одна) и про 370 тысяч погибших жителей Чехословакии. Можно было бы добавить про то, как быстро и жестоко после войны выселяли из своих домов в Чехословакии этнических немцев. Даже если они не были ни в чем виноваты, кроме своей национальности — по принципу коллективной ответственности. Но кто–то сразу возразит (чехи в первую очередь), что ведь и евреев убивали только по одному этому — национальному — признаку.

Много чего можно сказать и возразить, но это (кажется мне после некоторого рассуждения) была бы неправильная реакция. Потому что каждый погибший для его семьи — трагедия (именно так сказал мне немецкий историк Петер Ян, когда мы говорили о «страданиях немецких военнопленных в советском плену»). Потому что мы сами не всегда понимаем чужую боль (и нечасто принимаем, полагая свои страдания самыми–самыми). Вы знаете, что китайцев во Вторую мировую погибло более 20 миллионов (некоторые историки называют цифру 35 млн.)? Могу ли я осуждать китайцев, не знающих про наши потери? Их, у которых в ХХ веке было столько горя? Нет у меня такого права. У каждого своя история.

История — самая пропагандистская из наук. Часто вспоминаю слова Александра Дюма о том, что «история — это гвоздь, на который я вешаю свою картину». То, что он когда–то говорил о беллетристике, теперь, кажется, перебирается в литературу более серьезную. И картины на исторических гвоздях висят самые разные. Последние месяцы не могу избавиться от вопроса: а есть ли правда? Правда истории, с которой согласятся все? Большие у меня на этот счет сомнения.

Помню, как в китайском регионе Внутренняя Монголия была в музее, посвященном истории монголов. На всю стену — огромная карта (а на ней пол–Европы): империя Чингисхана. Вот для нас Чингисхан и его орда — это что? Иго. Для монголов — национальная гордость. Делят вот его могилу с китайцами. Как известно, великий полководец постарался, чтобы ее никто никогда не нашел. И не нашли. Но мавзолей Чингисхана в Китае есть. Но это я отвлеклась, а сказать хотела о том, что один и тот же исторический факт разными народами воспринимается по–разному. В зависимости от своего в событиях участия. От идеологических установок. От воспитания и семейных традиций.

Один мой одноклассник живет в Канаде (зовет посмотреть Ниагару, а я никак времени не могу найти). Среди его друзей множество этнических украинцев. Написал недавно, что та история, которую нам преподавали в школе, это одно, а у них она совсем другая. И она тоже — правда. Моя украинская бабушка рассказывала, как убегала из Украины в Гомель во время Голодомора. Спаслась, и мы, ее внуки (в количестве девяти человек), появились на свет. Голодомор — это история нашей семьи.

А в этом году на 9 Мая, когда мы сидели у друзей в пригороде Карловых Вар в охотничьем домике, в котором и Геринг бывал, и рассказывали, у кого кто на каком фронте был, одна из нас сказала: «А мой дедушка воевал в УПА, — и после паузы: — Вся семья его прокляла». Где она, правда? Настоящая? Для всех одна?

Отец моего мужа Леонид Пеньевской, 19–летним штурмовавший рейхстаг, говорил, что чувство страха ушло в первые дни на передовой, что не было его, страха. Дедушка мой Федор Виненков, пулеметчик, получивший за полгода две медали «За отвагу» и орден Красной Звезды, мог бы мне тоже многое рассказать, но не смог — погиб в Восточной Пруссии за три недели до окончания войны...

Конечно, есть правда, которая не вписывается в нашу картину мира. Неприятная, некрасивая, жестокая. Однако чем больше я узнаю подобных фактов, тем больше убеждаюсь: если ты не согласен с чьей–то точкой зрения, это не обязательно потому, что она хуже. Чаще всего это просто другая правда. И историческая тоже.

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 91 (24721). Суббота, 16 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter