Независимая артель единомышленников, творческое объединение «Территория мюзикла», возглавляемая режиссером Анастасией Гриненко, представила премьеру мюзикла «Сватовство гусара» Геннадия Гладкова и Юлия Кима по мотивам водевиля Николая Некрасова «Петербургский ростовщик». Своеобразная гусарская эстетика, некогда довольно популярная в советском кино, где ее использовали прежде всего как некий эзопов язык, чтобы поговорить о чести, благородстве и достоинстве (вспомним хотя бы измученную цензурой ленту Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово...»), в данном случае ничего такого заумного не предполагает. Наоборот, в «Сватовстве гусара», как и в одноименном фильме Светланы Дружининой 1979 года, все довольно однозначно и сосредоточено на теме любви, праздного времяпрепровождения и выгодной женитьбы.
Для режиссера это не первый перенос известного фильма на театральную сцену — до этого был мюзикл «Обыкновенное чудо» — и не первая работа с музыкой Геннадия Гладкова. Эти заводные, веселые работы отличает приподнятый градус жизнелюбия, который на определенном этапе начинает приедаться. Поначалу в «Сватовстве...» есть некая отстраненность от материала, даже постмодернистская ирония: в прологе никаких усатых мужчин нет, а есть измученные гастрольной жизнью обычные актеры, которые сидят на нераспакованных чемоданах и ждут некую условную примадонну — народную артистку, опаздывающую на гастроли, хотя условия проезда у нее гораздо комфортабельнее, чем у остальной труппы. А поди ж ты, все ж не доехала. Коллеги костерят народную на чем свет стоит так, что та должна, видимо, густо покраснеть или, по крайней мере, перевернуться несколько раз вокруг собственной оси. Также в прологе присутствуют актуальные разговоры про самоокупаемость театрального дела и некие внутрицеховые шутки. Все это выглядит довольно мило, но постепенно постмодернистская ирония затухает. Получается совсем не баллада, а скромная водевильная баланда, где всего намешано понемногу.
С музыкальными спектаклями сейчас наблюдается какое–то оживление. Мало того что исправно функционирует музыкальный театр, где мюзиклы представлены в достаточном объеме, так вот еще Театр Алексея Рыбникова привозил в эти выходные свою собственную, окончательную и фактическую «Юнону и Авось». На 14 февраля запланирован тоже обильно снабженный музыкой и хореографией московский спектакль «Ромео и Джульетта» с подросшей звездой сериала «Папины дочки» Лизой Арзамасовой. Добьет неокрепшую психику минского меломана мюзикл «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Театра имени Моссовета, где в образе любопытного, как кошка, но слабохарактерного доктора Джекила и его второго «я», демонического Хайда, будет блистать, страшно сказать, сам Александр Домогаров.
Дайте дух перевести. Конечно, всюду поспеть невозможно. Да и для того чтобы посетить все эти мероприятия, надо как минимум отравить цианистым калием дядюшку–миллионера, самонадеянно записавшегося в долгожители. Тем более что и дядюшки–то такого у меня нет.
В ситуации, когда аппетиты растут и, глядишь, вот–вот, не ровен час, приедет кто–нибудь с Бродвея, надо обладать, конечно, гусарской самонадеянностью, чтобы затеять такую авантюру, как это сделала Анастасия Гриненко. Есть в ее поступке определенная доля бесстрашия. Брэнд «Композитора Гладкова» пока еще срабатывает, но не может же он выдержать на своем борту всех желающих. Иначе его ждет участь круизного лайнера «Титаник». Все хорошо в меру и в свое время.
Добрый зритель в 9–м ряду.
Советская Белоруссия №21 (24404). Вторник, 4 февраля 2014 года.