Валерий Яляев отметил юбилей — полвека в небе

Гуру воздушного фристайла

Валерий Яляев отметил юбилей — полвека в небе
Только он, единственный из жителей страны, может себе это позволить — выделывать на вертолете сложнейшие фигуры высшего пилотажа. И документ соответствующий имеет. Да и кто бы не разрешил воздушный фристайл летчику с таким стажем?! Недавно Валерий Яляев отметил юбилей — полвека в небе.


— Мой первый полет состоялся 1 мая 1966 года. Мне тогда было 19 лет. До этого, как и все мои сверстники, я чем-то занимался: лыжами, легкой атлетикой, авиамоделизмом… А потом попал в учебно-авиационный центр ДОСААФ (позже эти структуры стали называться аэроклубами). И с тех пор авиации не изменяю.

В 1970 году Валерий Гильмутдинович окончил Армавирское высшее авиационное училище летчиков и отправился служить в Сибирь. 

Отучившись в Военной командной академии противовоздушной обороны имени Г. Жукова, полковник Яляев направляется в Заполярье на целых семь лет — командовать авиабазой. Кстати, его трудами и заботами она стала лучшей во всем Советском Союзе. 

— Даже там, в Амдерме, где зима длится девять месяцев в году, мы умудрялись играть в футбол. Я распорядился на плацу соорудить поле и устлать его корабельной доской. Мы эту площадку расчищали от снега и гоняли мяч! Местное население, которое о футболе знало только из телепередач, тоже приходило к нам поиграть. 

В 1986 году Валерия Гильмутдиновича направили в Минск — заместителем командующего 2-й отдельной армией ПВО СССР. Отсюда через шесть лет он вышел на пенсию, имея уникальный опыт военного летчика и два ордена — Красной Звезды и «За службу Родине». 

— Наградили меня за освоение боевой техники. Летал много, сначала на самолетах Як-18, потом на L-29, МиГ-17, МиГ-15, МиГ-19. Пробовал и Су-27, и Су-32. И на вертолетах летал — МД-500, Ми-18. А недавно Robinson освоил, получил пилотское свидетельство. 


Есть в Минском аэроклубе удивительный экспонат — так называемый кольцеплан. Именно Яляев финансировал его строительство и дважды поднимал в небо. Но, как оказалось, конструкция нуждается в доработке. Так что кольцекрылый самолет поселился в музее в Боровой и, признаться, снискал немалую популярность. 

А вот с пестрым желто-зеленым вертолетом Ми-2 Валерий Гильмутдинович дружит давно. Эту списанную машину он когда-то купил у досаафовского аэроклуба, за свой счет отремонтировал и ему же подарил. Сам по выходным приезжает сюда полетать, выступает на крупных авиационных праздниках в Беларуси и России, участвует в чемпионатах мира по воздушному фристайлу. 

Удивительно, как ему все это удается почти в 70 лет? Но достаточно взглянуть на этого человека — и ответ понятен. Спорт для него — вторая любовь, после авиации. Еще в училище начал играть в волейбол, серьезно занимался им 37 лет. Большой теннис вошел в жизнь пилота не менее основательно. Десять лет назад, то есть когда Яляеву было уже 59, ITF (Международная федерация тенниса) зафиксировала его лучший результат — 322-е место в мировом рейтинге бывших спортсменов. Валерий Гильмутдинович не упускает возможности сразиться на корте в различных любительских турнирах. А чтобы поддерживать прекрасную форму, дважды в неделю тренируется. 

— В моей обязательной программе — ежедневные пробежки и езда на велосипеде. В принципе, 30—40 минут достаточно, чтобы войти в тонус. 

А в Ратомке его ждет верный друг — арабский скакун по кличке Август. Для активного человека конная выездка не только фитнес, но и позитивное общение. 


Так же активно Валерий Гильмутдинович отдыхает — то порыбачит, то поохотится. Иногда его обеденное меню состоит из дичи, добытой собственной меткостью. А вообще рацион у летчиков особенный — сбалансированный и достаточно калорийный. Ведь в течение одного полета на реактивном самолете пилот теряет до пяти килограммов веса. На спортивном вертолете не такие нагрузки, и все же напряжение весьма ощутимое. Но зато какой эффект!

— Авиация — это вся моя жизнь. У каждого могут быть какие-то проблемы, трудности, неприятности. Но стоит пять минут полетать — и снова хочется жить. 

И за себя, и за того парня


Профессия каскадера требует многих навыков, выносливости и богатырского здоровья. Судя по тому, что делает на съемочной площадке актер, каскадер, трюкач Сергей Каторженко, все эти качества ему присущи.

По правилам опасный трюк можно выполнять только раз в день. Сложно это и психологически, и физически. Сергей Васильевич делает по два дубля — все ради удачного кадра. Даже прыжок с 72-метровой высоты, вписанный в Книгу рекордов Гиннесса, совершал дважды — с поправкой на ветер и зажженными факелами, которые в полете выбрасывал, чтобы люди видели, что он не закрыл глаза от страха. 

Нельзя сказать, что страх каскадеру совсем не присущ. Но он мастер и старается лишних рисков избежать — просчитывает все до мелочей, даже свой рацион на несколько суток. 

— Когда человек падает с большой высоты, его внутренние органы деформируются. Перед рекордным прыжком я попросил сделать чучело  из винилискожи, набитое песком, и сбросить вниз. Оно разорвалось еще в воздухе, и песок высыпался на землю. Можете себе представить, что происходит с живым организмом. Поэтому я за несколько дней до трюка на всякий случай ничего не ем, только воду пью. У меня своя система питания, которую я подчинил работе, — все зависит от выполняемой задачи. 

Это помогает каскадеру и в огне не сгореть, и в воде не утонуть. Например, если предстоит много времени провести на морозе или искупаться в проруби, должна быть калорийная пища, с повышенным содержанием жира. Она дольше переваривается. Не так давно у Каторженко закончились съемки в Мурманске — 16-серийный фильм «Адаптация». Там как раз эта спецдиета и пригодилась. А если приходится скакать на лошади, прыгать, бегать, падать или драться, тогда требуется спортивный рацион — белково-овощной… 

— Я считаю, что для моего стиля жизни и работы это вполне здоровое питание. Но это не означает, что я не могу как-нибудь вечерком с друзьями закусить пожаренными на мангале крылышками. 

Постановщику трюков нужно много знать в самых разных областях. Тут и курс химии необходим, и физика более чем востребована, и психология не помешает, причем не только человеческая. 

— Я в школьные годы занимался конным спортом, участвовал в соревнованиях по троеборью. И вот однажды, на съемках фильма «Анастасия Слуцкая», вижу, что режиссер готовит армейскую дымовую шашку. Вы представляете себе этот запах? Я говорю: «Не будет тут жеребец стоять!» А на нем должна сидеть Анастасия (актриса Светлана Зеленковская) и произносить монолог — обращение к воинам. Все-таки решили попробовать, шашки зажгли. И тут конь как начал храпеть, как затанцевал! Актриса, в кирасе, кольчужной мисюре на голове, чуть не выпала из седла. Я подошел, успокоил жеребца, взял его за храп и держал до конца съемок…

Такой объем информации, которым владеет профессиональный каскадер, наверное, заслуживает научной степени. У Каторженко — всего лишь диплом ВГИКа, кстати, у единственного из белорусских трюкачей (организатор и постановщик трюковых съемок). Впрочем, для хорошего режиссера корочки не имеют никакого значения. О возможностях и талантах Сергея Васильевича наслышаны многие, да и работать ему довелось не с одной знаменитостью. 

— Раньше «Беларусьфильм» приглашал каскадеров из Прибалтики. Даже Пташук начинал с латышами, а потом обратился ко мне. Много у нас снимал американский режиссер Менахем Голан. Я у него постоянно ставил трюки, сам снимался. С Тимуром Бекмамбетовым «Гладиатора» делали... Я уже давно не подсчитываю, в скольких картинах участвовал. Сейчас для меня важен сам процесс. Ну и молодежь обучаю. 

Сергея Каторженко можно смело назвать основателем белорусской каскадерской школы. Он первым из отечественных трюкачей собрал группу раллистов, каратистов, борцов. В Гомеле он открыл практически настоящее учебное заведение для каскадеров — спортивно-технический клуб «Время». Уникальная организация! Здесь каждый мог обучить товарища тому, что умеет сам. Так Сергей Васильевич стал универсалом. И конные трюки выполняет, и мотоциклетные, и автомобильные (даже кабриолет несколько раз перевернул, первым среди коллег из СНГ), и боевые, само собой разумеется. 

Со временем, накопив опыта, авторитета и немного денег, Сергею Каторженко удалось создать каскадерскую базу у себя дома в Минске. Здесь у него гараж с автотехникой и профессиональным оборудованием, площадка для репетиций всевозможных трюков, ну и жилище с приусадебным участком.

— Вы спрашиваете, веду ли я здоровый образ жизни? Судите сами. Я весь день на ногах. Зимой — в спортзале. А весной-осенью почти каждое утро кошу газон. По-моему, это здорово!

Елена ДАВЫДОВА

Фото автора, а также из архива героев
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter