Гунько: 95 процентов всей произведенной в Беларуси бытовой техники идет на экспорт

Для отечественного промышленного сектора нынешний год складывается успешно. В условиях потенциальных санкционных рисков и непредсказуемого поведения иностранных контрагентов, а также сложной эпидемиологической обстановки наша промышленность сохраняет положительную динамику по основным финансовым показателям. Все доведенные Правительством ключевые показатели выполнены. Экспортный рост за 9 месяцев этого года – 135 процентов, а чистая прибыль – около 430 миллионов рублей. Общая рентабельность достигла 9,5 процента. Накануне Дня машиностроителя наши корреспонденты побеседовали с первым заместителем министра промышленности Сергеем Гунько о механизмах наращивания экспорта продукции и инновационных точках роста.

Фото  minprom.gov.by

Движение вверх

Поспособствовала росту экспорта общемировая ситуация после снятия локдауна. Мировые корпорации, в первую очередь которые добывают полезные ископаемые, возобновили свою инвестиционную деятельность. Пошли в рост и продажи бытовой техники белорусского производства, особенно телевизоров и холодильников. 95 процентов всей произведенной в нашей стране бытовой техники идет на экспорт.

– В этом году мы произведем около 1,6 миллиона телевизоров, – уточняет Сергей Гунько. – С начала года мы произвели промышленной продукции более чем на 11,9 миллиарда рублей. Темп роста к аналогичному периоду прошлого года – 142,5 процента. Увеличен экспорт в Россию и страны ближнего зарубежья. По многим направлениям мы достигли предельных фактических возможностей по производству продукции. Заказов поступает больше, чем мы можем выполнить.
Ежегодно на создание решений и продуктов в сфере производства электротранспорта Министерство промышленности выделяет около 60 миллионов долларов

Война брендов

Сегодня под западными санкциями находятся три предприятия: «Амкодор», «МАЗ» и «БелАЗ». Сергей Гунько уверен, что санкции – очередной инструмент конкурентной войны против наших предприятий:

– Мы потеснили на рынке крупных игроков и отняли у них весомую долю рынка.  В условиях санкций нашли альтернативные пути развития. Переориентировали работу с другими поставщиками, притом качество продукции не пострадало. Перенаправили экспортные потоки и осваиваем новые рынки сбыта.  

Сегодня экспорт машиностроительной промышленности налажен в 99 стран. Один из перспективных рынков сбыта нашей техники – Африканский континент. Так, в прошлом году успешно выполнены три контакта на поставку техники в Зимбабве – около 50 миллионов долларов. А в июне заключены новые контакты на поставку 1337 тракторов МТЗ, 16 комбайнов «Гомсельмаша» и пяти единиц сельскохозяйственной техники производства «Бобруйскагромаша» – на общую сумму 26,5 миллиона долларов. Кроме того, нашу технику высоко оценили в Малави, Буркина-Фасо, прорабатывается вопрос о постройке сборочных цехов в Замбии и ЮАР. Создаются сборочные цеха в Египте. Заключен контракт на поставку 700 тракторов в эту страну. 200 машин МАЗ в скором времени отправятся в Танзанию.

Технологии будущего

Треть от общего объема отгруженной на экспорт продукции – инновационная. В отдельных отраслях эта доля доходит до 80 процентов, например, в машиностроении и производстве телевизионной техники. Это будущие точки роста.

– Активно занимаемся разработкой техники на электрической тяге – это наш фундамент инновационной деятельности, – комментирует Сергей Гунько. – До 2025 года появится целая новая отрасль по производству грузового, пассажирского и легкового электротранспорта. Первые опытные образцы уже проходят испытания.   

Ежегодно на создание решений и продуктов в сфере производства электротранспорта Министерство промышленности выделяет около 60 миллионов долларов. Всего же до конца 2025 года на эти исследования потратят около 400 миллионов долларов. Вложенные средства дают плоды.

В июне этого года Главе государства продемонстрировали, как беспилотные БелАЗы добывают гранитный щебень на месторождении "Ситницкое" РУПП "Гранит" в Лунинецком районе. Опытные образцы карьерных самосвалов серии БЕЛАЗ-7558R грузоподъемностью 90 тонн и фронтального погрузчика БЕЛАЗ-7825D работают с использованием технологии передачи данных по каналам связи 5G.

Беспилотной техникой занимается и МАЗ. Опытная разработка началась еще в 2018 году. Первая партия произведена и поставлена на внутренний рынок в этом году. Четыре электробуса на базе МАЗ-303 колесят по лицам Минска и еще шесть – в регионах.

Заместитель генерального директора по экономике ОАО «МАЗ» Александр Игнатюк рассказал, что на предприятии конструирует электротранспорт специальное обособленное подразделение – управление по системам автоматизации и мехатроники. Оно занимается электронными системами безопасности и автопилотом. Правда, пока что создание беспилотной техники – это по большей части задача на отдаленную перспективу, она требует подготовки сложной транспортной инфраструктуры.

ikras@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter