Фраза "помоги мне" - одна из самых важных в воспитании детей

Гуманная педагогика

На прошлой неделе в Минск приезжали основатели Международного центра гуманной педагогики Шалва и Паата Амонашвили. Я не часто посещаю курсы повышения квалификации, хоть, конечно, люблю расти ввысь. В данном случае мне посчастливилось провести два светлых вечера в зале, полном людей, заинтересованных в прогрессивном воспитании детей, своих и чужих.


Два слова нужно сказать о Шалве Александровиче. Доктору психологических наук, почетному члену Российской академии образования, руководителю лаборатории гуманной педагогики 86 лет. Он бодр, добр и мудр. Каждый ребенок мечтал бы о таком дедушке, играющем и хитром, умеющем прикинуться беспомощным и нуждающемся в совете и поддержке. Дети знаете, как любят «выручить взрослых». Одна из методик приобщения к хорошим поступкам, обучению и прочим вещам по принципу гуманной педагогики как раз и заключается в том, чтобы просить детей помочь.

— Вот я совсем не понимаю, как мы завтра успеем к 9.00 в садик? Я в растерянности и уже начинаю нервничать, боюсь, что не справлюсь...

Это я уже научилась и пользуюсь. У моей дочери начались каникулы, она захотела сходить со своим братом в садик, у нас как раз группа, практикующая методы гуманной педагогики, так я с родителями воспитанников нашего экспериментального сада на семинар этот и попала. Но...

— Мне нужно и Филиппа собрать, и тебя, и кровати заправить, и кашу сварить (дети иногда любят позавтракать дома), — продолжаю рассуждать и беспокоиться, успеем ли мы, а сама держу в голове момент, когда лучше попросить о помощи. Но даже просить не пришлось.

— Мама, — неожиданно заявляет та самая Даша, которая любит, чтобы я ей чистила зубы. — Я поставлю будильник на 8.00 и все сделаю.

Правда, встала раньше, волновалась, что не услышит звонка будильника. В 8.00 она уже оделась, причесалась и (!) сварила овсяную кашу. А потом разбудила Филиппа, почистила ему зубы, собрала и накормила.

Я, естественно, была восхищена своей дочерью и изо всех сил благодарила ее за помощь. Мы успели в сад. И главное, я ни разу не сказала: «Дети! Быстрее! Мы опаздываем!»

У семьи Амонашвили в Грузии есть образовательный центр, где они проводят семинары и обучающие курсы. Паата Шалвович, как вы догадались — Амонашвили–младший, рассказывал удивительную историю о русской Наташе, которая приехала к ним работать воспитателем и высказала пожелание выучить грузинский язык, так что просила записать ее на курсы.

— Попроси детей. Они все хорошо знают грузинский, — хитро прищурился Паата.

Начиная со следующего дня дети с энтузиазмом взялись за Наташино образование.

— Вот как пишется грузинская «а», — пятилетний Георгий стал вырисовывать ani, получалось плохо.

Но у Наташи еще хуже.

— Не–е–ет, ты не так пишешь! Вот как...

Наташа повторила. Двадцать раз Георгий вывел букву ani. Скажите, можно заставить ребенка двадцать раз это сделать? Моя дочка, помню, со слезами бралась за прописи. Георгий действовал по собственному желанию, хотел научить Наташу, показать, что он компетентен в области грузинского языка и в чем–то превосходит свою взрослую воспитательницу.

Каждый день дети учили Наташу, давали ей домашнее задание, которые та выполняла и распечатывала в 20 экземплярах, чтобы все могли проверить тест. Дети читали, обсуждали правильность написания слов, произношение. Через полгода она заговорила по–грузински. А дети, даже самые маленькие, выучили алфавит и попрактиковались в чтении и чистописании. Плюс еще запомнили русские буквы, нужно же было проверить перевод.

«Помоги мне» — одна из методик гуманной педагогики. Есть еще десятки способов, пристроек, мудрых манипуляций. Все это, безусловно, не только о детях. Это о руководстве. О любви и уважении к тем, кто временно подчинен тебе, частично зависим, но вы объединены движением к одной цели. Станешь ли ты родителем или руководителем, подавляющим порыв криком и силой, или разбудишь в своем сердце любовь к мудрости. Сложность в том, что такая перестройка требует перемен в своей структуре, ведь все уже устоялось, закостенело, сложилось мировоззрение. Да и вообще: некогда–некогда. Хотя, если взвесить, сколько сил уходит на то, чтобы рявкать каждый раз, может быть, проще посидеть–подумать, переосмыслить и найти мудрое решение для каждого конкретного случая. Что называется исправить неровности.

И любовь, конечно. Безграничная любовь к детям и людям, восхищение тем, что эти уникальные души посланы именно нам на сохранение во имя развития и открытия удивительных талантов и миссии.

— Проникнитесь любовью ко всему сущему. Берегите себя и друг друга. Оставайтесь семьями, несмотря на все модные тенденции. Детям нужны мамы и папы. Не дайте институту семьи рухнуть.

Так Шалва Амонашвили закончил свой семинар. Все крайне просто. И сложно. Но когда любишь...

Т.С.

sylimovna@rambler.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter