«Гуманитарии» и войны

Информация сегодня – стратегический фактор. Именно через эту среду осуществляется разрушение основ национальной безопасности государств

Во время встречи с руководителями спецслужб стран СНГ Президент Александр Лукашенко, говоря об угрозах международной безопасности, особо остановился на информационной агрессии. Он отметил, что информация сегодня – стратегический фактор. Именно через эту среду осуществляется разрушение основ национальной безопасности государств. «Примеров тому предостаточно, — сказал он, — Балканы, Ближний Восток, регион Персидского залива, другие горячие точки, где эскалация напряженности начиналась с информационной агрессии».

Считается, что информационная борьба как средство вооруженного противоборства стала применяться только со второй половины ХХ века,  точнее, с 1990 года, во время операции «Буря в пустыне». А во время Первой мировой войны, и особенно Второй, если и зафиксированы отдельные эпизоды такой борьбы, то они больше походили на обычную пропаганду. Но уже в 1948 году бывший американский разведчик, один из активных участников специальных операций времен Второй мировой войны П.Лайнбарджер выпустил книгу «Психологическая война», где не только обобщил опыт информационно-психологического воздействия на противника в годы Второй мировой войны, но и указал способы его реализации. И хотя эта книга, десятки раз переиздаваемая на Западе, стала своего рода классическим пособием по ведению информационной войны, все ее истины еще в VI веке до новой эры сформулировал древнекитайский философ Сунь Цзы. Все его наставления сводились к следующему: «Разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника. Вовлекайте видных деятелей противника в преступные предприятия. Подрывайте престиж руководства противника и выставляйте его в нужный момент на позор общественности. Используйте в этих целях сотрудничество с самыми подлыми и гнусными людьми. Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан враждебной вам страны. Подстрекайте молодежь против стариков. Мешайте всеми средствами работе правительства. Сковывайте волю противника песнями и музыкой. Делайте все возможное, чтобы обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов. Посылайте женщин легкого поведения, с тем чтобы дополнить дело разложения. Будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и сообщников. И вообще, не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, так как они приносят нужные результаты». Не эти ли все средства и сегодня использует противник для достижения своих целей?! И недавно прокатившиеся по ряду стран СНГ так называемые «цветные революции» — это результат таких информационных войн, информационного воздействия на сознание людей. Как и следовало ожидать, плоды их для подавляющего числа населения оказались более чем печальными. 

Но вернемся к последним большим войнам в Афганистане, Ираке, которым, как правило, предшествовала и которые сопровождала информационная агрессия. Многие, видно, заметили, что сегодня не только в устах златоустов от политики, но и в самых «неподкупных» СМИ произошла трансформация терминологии описания военных конфликтов. Вместо слов «война», «военная операция», «вторжение», используются «миротворческая» или «антитеррористическая операция», «гуманитарная миссия». В глазах мировой общественности пытаются изменить само страшное понятие войны. Еще до начала войны в заливе широко распространялась информация о «точечном бомбометании» и другом «высокоточном оружии». Это было сделано не только для того, чтобы укрепить имидж американской армии, обладающей самым технологическим вооружением, но, главное, чтобы заранее стереть из массового сознания представление о человеческих жертвах, неминуемых в этих войнах и, прежде всего, о жертвах среди ни в чем не повинного гражданского населения. На том первоначальном этапе в высокотехнологичной «бескровной войне» будут гибнуть только талибы и непокорные солдаты Саддама Хусейна, говорили практически все СМИ. Но сегодня, когда взрывы практически ежедневно гремят на улицах городов и селений Афганистана и Ирака, а солдаты коалиции стреляют во все, что движется, самолеты бомбят не только гражданские объекты, но и своих солдат, говорить об «избирательном» характере войны могут только последние идиоты. 

Составной частью информационных операций является массированное давление на психику людей и откровенная дез­информация. Так, во время войны в том же Ираке мировое общественное мнение убеждали в том, что на деньги, реализованные в рамках программы ООН «Нефть за продовольствие», Хусейн не только разрабатывал ядерное и химическое оружие, но и закупал обычные противопехотные мины, которые предполагается «закладывать солдатам за спины для того, чтобы они не смогли отступать». Последнее, кстати, было больше рассчитано на самих иракских солдат и их близких. Потому в радиопрограммах, рассказывающих о подобных «минах» и утверждающих, что «Саддам использует своих солдат как марионеток», задавались такие «безвинные» вопросы: «А вдруг ваше подразделение станет следующей жертвой» или «Когда наконец иракская армия станет законной народной армией и перестанет служить телохранителем режима Саддама?» Помимо широкого распространения с помощью авиации листовок, США активно использовали Интернет и электронную почту. По ней военным командирам и представителям гражданской администрации Пентагон рассылал послания с целью настроить их против президента, склонить их к государственной измене, внести в их ряды раскол, а то и попросту запугать. В этих электронных сообщениях, составленных ведущими военными психологами, иракцам внушалась мысль, что для тех, кто будет сотрудничать с войсками США, последние сделают все необходимое, чтобы защитить их самих и членов их семей. Отказ же от этого сотрудничества повлечет за собой «серьезные последствия» — звучали угрозы. 

Кстати, в последнее время американцы вынуждены немного изменить тон своего «информационного общения» с местным населением. Так, в сентябре морские пехотинцы США обратились к населению иракской провинции Анбар с просьбой — проявлять терпимость и не нападать на них: «Граждане Ирака, американские войска намерены покинуть страну, мы хотим, чтобы каждый солдат вернулся к своим семьям, — говорилось в этом обращении, озвученном через громкоговорители в городах Рамади, Эль-Фаллуджи, Хите и др. – Как и вас, нас ждут дети, и мы будем счастливы вернуться целыми и невредимыми». Морская пехота призывала иракцев покончить с практикой непрерывных нападений, в частности, «ракетных обстрелов и подрывов патрулей коалиции, поскольку она только затрудняет уход подразделений армии США». Но это, как говорится, хотя и вынужденное, но здравое заявление. 

Так как «американские интересы» распространяются на весь мир, то и свертывать свою информационную агрессию они не намерены. По крайней мере, на ближайшие годы. Недавно в дополнение к многочисленным структурам, ведущим информационно-психологические операции по всему миру, за которое отвечает Объединенное командование специальных операций (ОКСО), было создано новое подразделение, названное Объединенным отделением психологической поддержки. В его задачу входит подготовка телевизионных рекламных роликов, рекламы на радио, веб-сайтах, в газетах для улучшения образа Соединенных Штатов и их вооруженных сил в глазах мирового сообщества. Американцы убеждены, что сегодня все, в том числе и информационно-психологическая война, требует новой, «веселенькой» упаковки. Только вряд ли это изменит опасную суть подобных войн. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter