Репортер "СОЮЗа" принял участие в старинном белорусском свадебном обряде

Гуляй, Полесье!

Когда дело идет к свадьбе, молодожены и их родители сегодня как рассуждают: чем гулянья устраивать, может, на сэкономленные деньги лучше автомобиль купить или отдохнуть на море? Наших предков такие сомнения не терзали. «Вяселле», как называют в Беларуси свадебный обряд, — это программирование счастливой семейной жизни, добра и достатка в доме. Вкладывать в свадьбу не только деньги, но и душу советовали на Полесье. Свадебный обряд у белорусов имеет глубокий сакральный смысл, в котором языческие традиции переплетаются с христианскими. Корреспондент «СОЮЗа» стала участницей театрализованной свадьбы, организованной в Брестском общественно–культурном центре по старинным полесским традициям.


На голову невесты надевают старинный веночек-паву из искусственных цветов, к слову, музейный экспонат. Фото: Алесь ПОПЛАВСКИЙ

...Первый день гуляют в доме невесты. Второй — у жениха. «Дом невесты» организовали в зале общественно–культурного центра. Стены декорировали фартуками из уникального музея «Бездежский фартушок», который всегда ждет гостей в деревне Бездеж Дрогичинского района. На столах — невероятной красоты скатерти. Участники театрализованного представления одеты в самотканые и вышитые наряды своей местности, юбки–андараки, которые в былые времена носили богатые крестьяне. На свадьбу все, как полагается, самое красивое.

Родители невесты Ганны стараются выдать дочь замуж за Иванку так, как сами выходили, чтобы и «пасаг»–приданое было не хуже, чем у других, и песни, и танцы, и угощение — на славу.

Свадебное действо на Полесье издревле начиналось с выпечки каравая. От того, каким он получится, зависело семейное счастье молодых. Впрочем, в это здесь свято верят и сейчас. В каравайницы зовут женщин замужних и счастливых, а выпекается каравай с соблюдением многих правил. Так было и на нашей свадьбе. Вот под обрядовые песни в доме появляется дежа. Родители невесты благословляют каравайниц, и те, помолившись, принимаются за работу. Тесто замесили, святой водой окропили — и в печь. Готовый каравай подружки невесты украшают искусственными цветами. А родители молодой тем временем по местному обычаю «затанцовывают» свадьбу, чтобы она была веселой и раздольной.

Всегда тщательно продумывался наряд для невесты. Особенно это касалось фаты, ее надлежало сохранять в доме и после свадьбы. На голову Ганны надевают старинный веночек–паву из искусственных цветов, к слову, музейный экспонат. «Павы ходили, перья роняли, а за павами красная панна, панна Ганна перо собирала, веночек вила», — поют участники свадьбы. Затем сват связывает рушником невесте и жениху руки — «чтобы не было разлуки», проводит вокруг стола три раза и с благословением родителей отправляет под венец.

Удивительный по смыслу наказ молодым сохранился на Пинщине. Его на полесском диалекте озвучила заведующая ладорожским Домом фольклора Тамара Полейчук. Суть наказа такова: терпения, любви друг к другу на века, уважения к Богу на небе и к людям на Земле. С этими добрыми словами, осыпая гостей и зрителей рожью, окропляя святой водой, молодых отправляют в церковь.

А затем, как водится, пир горой. Гости искренне желают молодым семейного счастья, взаимопонимания и много детей. И, конечно же, кричат «Горько!», чтобы уберечь жениха с невестой от сглаза, а нечистую силу сбить с толку. Сочным юмором и веселыми шутками сопровождается одаривание молодых. Многие из сидевших в зале гостей не могли удержаться и присоединились к поздравлениям. В том числе и иностранные студенты Брестского госуниверситета им. Пушкина. Пожелав счастья молодым, горячие африканские парни бросились в танцы.

— К нам приехали хлопцы из соседнего села! — радостно прокомментировал сват.

Э–х–х! Какая же веселая настоящая деревенская свадьба! Но пора прощаться. У жениха и невесты впереди — первая брачная ночь, а потом гулянья в доме молодого, где свекровь повяжет невестке платок на голову, а веночек–паву спрячет в шкаф. Но это уже другая история, которую, надеюсь, замечательные народные артисты нам тоже покажут. Активное участие в реконструкцию свадебного обряда приняли коллективы Дрогичинского и Пинского районов Брестчины. В том числе известный семейный ансамбль под руководством Валентины Лукьянович (сыграла роль матери невесты). Роль Ганночки исполнила Катерина Зинович, а Иванку сыграл Александр Каратич. Особенный колорит всему свадебному действу создавал народный ансамбль обрядовой песни «Таночак» из деревни Гошево Дрогичинского района.

Организатор представления, заведующая отделом традиционной культуры Брестского областного общественно–культурного центра Лариса Быцко говорит, что подобные мероприятия проводятся регулярно:

— Сердце просится к истокам, и душа желает знать, как дедам, родителям жилось, что пели, как танцевали? Относиться к народным традициям можно по–разному. Как к пережиткам прошлого, как к музейным «экспонатам». Но они — источник с живой водой, кладезь многовековой мудрости. Бережное отношение к традициям помогает сохранять национальную идентичность.

К слову, белорусские музеи, усадьбы и дворцы давно уже предлагают организацию свадеб — хоть по сельским обрядовым традициям, хоть по шляхетским. И спрос есть. Молодежь не даст угаснуть народным обычаям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter