Гуканне вясны

Старинные белорусские обряды не утратили в Сибири своих красок

«Благаславi, мацi, вясну гукаць, у–у» — эти слова ритуальной белорусской песни, призывающей весну, разносились над деревней Тургеневка, что в Иркутской области. Это активисты Иркутского товарищества белорусской культуры собрались на «гуканне вясны».


Товариществу больше 15 лет. Вот уже второй год подряд «гукаць вясну» белорусы Иркутска приезжают в Тургеневку. Деревня была основана белорусскими переселенцами в 1909 году во время Столыпинской реформы. Предки нынешних тургеневцев ехали с запада Полесья в глухую Сибирь за землей, везли с собой не только домашний скарб, но и свои обряды. Их потомки традиции сохранили, так что сегодня Тургеневка известна на все Приангарье именно как белорусская деревня.


Зима в этом году выдалась долгая, забрала месяц осени, отняла месяц весны. Так что самое время было призвать — «загукаць» — богиню весны и красоты Ладу. Подготовили из бумаги множество птичек — веснянок, — развесили по деревьям, украсили ими деревенскую площадь, раздали всем пришедшим на праздник девушкам и женщинам.


— Птички нужны, чтобы призвать весну. Ведь она прилетает на их крыльях, когда птицы возвращаются из «вырая» — небесного рая. Но в Сибирь птицы еще не прилетели, Весна проснется, увидит, что птичек нет, и спросит «зачем будили»? — полушутя объясняет смысл обряда руководитель Иркутского товарищества белорусской культуры имени Черского Олег Рудаков.


Весну призывают только девушки — мужчины присоединяются к ним к концу праздника, когда начинаются игры и танцы. Обряд открыла красивая песня, призывающая Ладу. В конце каждой строфы девушки тоненько тянули «у–у–у» — будили весну. В конце песни под последнее звонкое «у–у–у» все собравшиеся на праздник девушки и женщины запустили в воздух десятки бумажных веснянок. Девичьи голоса взмыли в прозрачное сибирское небо вслед за белыми птичками–самолетиками, и, несмотря на пробирающий сквозь теплую куртку морозец, хотелось верить, что весна услышит и наконец придет.


А чтобы Лада принесла с собой не только долгожданное тепло, но и хороший в будущем урожай, достаток в дома, закопали горшочек с ячневой кашей, приговаривая при этом: «Дай жа Божа на зямельку травiцу, на травiцу расiцу, на лясочак лiсточак i вясёлы дзянёчак!» (Дай же, Боже, на земельку травку, на травку — росу, на лесочек — листочек и веселый денечек!)


— Ну а теперь весну надо «затанцевать», — тряхнула косой Воля Галанова, активистка товарищества, и повела с подругами хоровод — кола.


«Кола» означает круг, это символ Солнца, а какая же весна без солнца. Следом пошли колы с подскоками — чем выше подпрыгнешь, тем выше поднимется лен и пшеница, лучше будет урожай. А под конец — крывы танок — хоровод–змейку. А там и костер подоспел, в котором надо сжечь старые вещи и старые беды, чтобы все старое и недоброе ушло, растаяло с зимним снегом. Каждому нашлось с чем расстаться — будь то старый платок, прошлогодний календарик или бумажка, на которой записаны все неприятности.


Пока девушки пели обрядовые песни и водили хороводы, парни и мужички посмекалистее выстроились в очередь к сковороде, на которой аппетитно шкворчала яичница–глазунья — непременный атрибут «Гукання вясны». Впрочем, маленькое яичное «солнышко» досталось всем желающим, как и «птушки» — сдобные булочки, и «жаворОнки» (с ударением на третьем слоге) — обрядовое печенье в форме птичек, и горячий чай.


— Как же иначе, — улыбались тургеневцы, — белорусы «шчыры» угощеньем...


Екатерина Дементьева


mediakat@yandex.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter