Губит людей не пиво?

Как сделать, чтобы после 23-го пивной поток не хлынул в подворотни

Со вступлением в силу закона, запрещающего с 23 февраля нынешнего года употребление пива и слабоалкогольных напитков в общественных местах, молодые любители пенного напитка, скорее всего, перекочуют с улиц и из скверов в подъезды многоэтажек.

Несомненно, такой закон необходим для охраны общественного порядка и граждан, страдающих от нетрезвых уличных хулиганов. Честно говоря, за границей я нигде не наблюдал подобного, даже на улицах городов славящейся своими пивоваренными традициями Чехии. Там появление с открытой пивной бутылкой в руках противоречит не только местному законодательству, но и сформировавшимся за многие десятилетия нормам поведения. Массовые молодежные гулянья по улицам с пивными банками – явление сугубо наше, отечественное.

Очевидно одно: винить стереотип «пивного отдыха», навязанный некогда телевизионной рекламой, в этом уродливом явлении явно не стоит. В советские времена молодые люди, думается, употребляли пива не меньше сегодняшнего. Однако ходить по городу с пивной бутылкой, да еще под руку с подружкой, тогда было не принято, считалось вызывающим бескультурьем. А любой блюститель правопорядка тут же поинтересовался бы столь неадекватным поведением молодых людей и составил протокол. А вот пивные заведения в крупных городах, да и самой столице, чего греха таить, были тогда излюбленными местами как для шумного студенческого досуга, так и делового общения за кружкой пива. Прежние пивные бары давно выжиты более респектабельными игорными и развлекательными заведениями. В палатки со звучными пивными брендами посетители заглядывают только изредка. Кружка ячменного напитка там сегодня стоит в несколько раз дороже, нежели в магазине. Конечно, это уже экономика диктует правила игры в сфере развития пивного сервиса, но мы говорим скорее о социально-культурном явлении. Даже в жаркое летнее время минская молодежь предпочитает открытым пивным шатрам скамейки в парках и скверах, а то и вовсе газонную травку, что явно не украшает как городской пейзаж, так и имидж белорусской столицы.

Поэтому вступающий в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности» предоставит сотрудникам правоохранительных органов возможность не только навести на улицах «пивной порядок», но и предупредить сотни правонарушений в молодежной среде. Конечно, будут отрезвлять нарушителей внушительные штрафные санкции: до 8 базовых величин при первом нарушении и до 15 при повторном (ныне базовая величина — 35 тысяч рублей). Однако суть данного закона не отучить граждан от употребления пива, а вернуть их за столики пивных баров и ресторанов. В достижение этой цели верится с трудом: не соответствующий комфорту и доходам уровень тамошних цен, скорее всего, подтолкнет молодежь в закоулки дворов и подъезды многоэтажек.

Значимость законодательного нововведения и все связанные с ним вопросы обсудили в концерне «Белгоспищепром» представители Министерства внутренних дел, Палаты представителей Национального собрания, Минторга, Мингорисполкома и руководители крупнейших пивоваренных предприятий Беларуси.

Как же избежать ситуации, когда любители пива и в самом деле подадутся в подъезды и на лестничные площадки, где санитария будет, честно говоря, критической?

Консультант отдела общепита Минторга Беларуси Валентина Демиденко считает, что открытие в 2010 году 35 специализированных пивных ресторанов позволит во многом снять проблему, но при условии, что продукция отечественных пивоваров не будет отпугивать посетителей кусающимися ценами. По ее мнению, до сих пор специализированные пивные рестораны открываются «волевым» решением. Отечественные производители пива, а также торговые организации не желают создавать доступные объекты, пиво в которых реализовывалось бы в разлив по розничным ценам. При этом у руководителей белорусских пивоваренных компаний своя правда: они убеждены, что развивать сеть фирменных пивных баров и ресторанов должны предприниматели. На развитие параллельного бизнеса им просто не хватает времени и сил, а вот на закупку мебели и оборудования для разлива отечественного пива в летних кафе они никогда средств не жалели.

Генеральный директор ОАО «Крынiца» Григорий Петкевич отметил, что местные органы власти «нарезают» под летние кафе такие места, где пиво не захочется пить. Его коллега генеральный директор ОАО «Пивзавод «Оливария» Михаил Чеченев отметил, что пивовары также единогласно против дискредитации имиджа своего напитка в общественных местах. Они поддерживают новое законодательное решение, но и местные исполнительные комитеты должны со своей стороны выработать единые требования к открытию и размещению пивных летних заведений. Генеральный менеджер известной марки «Heineken» в Беларуси Алексей Черняев также считает, что органам госуправления необходимо разработать четкий механизм определения мест, предназначенных для распития пива.

Участники круглого стола обратили внимание еще на один нерешенный вопрос: пиво в общественных местах, как правило, пьет молодежь, нередко не достигшая совершеннолетия. Думали, что проблема решится с запретом на торговлю пивом в уличных киосках, но, увы, надежды не оправдались. Большие супермаркеты и маленькие гастрономы бесконтрольно продают пиво несовершеннолетним, редко задумываясь над последствиями. Поэтому новый закон с одинаковой строгостью должен применяться не только к тем, кто распивает пиво в общественных местах, но и к работникам торговли, забывающим о своей причастности к исполнению законов.

На снимке: «ударить по пиву» с 23 февраля нынешнего года можно будет только в специализированных заведениях.

Фото: Николай ТИТОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter