ГТО без проблем

Очередь автовладельцев на техосмотр — уже умирающая “традиция” Скоро исполнится ровно год, как функции Госавтоинспекции по техническому осмотру автомобилей перешли к УП “Белтехосмотр”. Об итогах работы и произошедших в этой сфере изменениях “НГ” рассказывает директор РУП “Белтехосмотр” Анатолий ПАШКЕВИЧ.

— Изменения произошли очень значительные. Но вначале я хотел бы вернуться к истории, когда в 2002 году вступил в силу закон “О дорожном движении”, согласно которому организация и проведение государственного технического осмотра (ГТО) были возложены на Министерство транспорта и коммуникаций.
Основная причина, по которой функции ГТО перешли к РУП “Белтехосмотр”, — это возможность проведения техосмотра на современном уровне с применением новейших технических средств. Судите сами. В 2002 году в Беларуси было всего четыре станции диагностики с более или менее современным комплектом оборудования. Сегодня их уже 168. В одном только Минске их 24. ГАИ просто не смогла бы создать столько станций с современными техсредствами, соответствующими европейским стандартам диагностики автомобилей.
И этой сети станций сегодня достаточно, чтобы равномерно обслуживать автовладельцев в течение года без всяких очередей. Особенно если учесть, что с 1 февраля минувшего года допуск к движению начали выдавать непосредственно сотрудники нашего предприятия. Это позволило еще больше сократить время прохождения ТО.
В среднем автовладелец нынче тратит на эту процедуру не более 40—50 минут и, если транспортное средство исправно, тут же получает допуск к движению. Оплата за все услуги взимается тоже на месте.
— Но почему тогда осенью, а особенно зимой очереди на техосмотр просто немыслимые?
— К сожалению, у отдельных водителей существует “традиция” откладывать все на последний день. И таких набирается немало. Какие удобства ни предлагай, но этим автовладельцам все равно не хватает времени пройти осмотр в срок. В большинстве случаев это частники. Юридические лица более организованы в этом плане, они проходили ГТО по ранее составленным и согласованным графикам. И это очень важно. Например, для автовладельцев сельхозпредприятий планируется прохождение ТО до начала массовых сельхозработ. То есть на посевную или уборочную кампанию транспорт выходит в полной готовности.
— Как известно, количество автотранспорта постоянно увеличивается. За прошлый год, например, прирост составил шесть—семь процентов. Только в Минске число автомобилей выросло на 20 тысяч. Справятся ли станции диагностики со всевозрастающим потоком машин?
— Как я уже говорил, у нас создана сеть из 168 станций диагностики, есть 24 мобильные станции. Сегодня этого вполне достаточно, чтобы все транспортные средства смогли пройти техосмотр без проблем. Но ажиотаж в конце года заставляет нас все же думать и о дальнейшем расширении. В 2006 году введено в эксплуатацию 16 новых станций, в станции диагностики преобразованы и семь пунктов техконтроля. В нынешнем году планируется создать еще около 20 станций.
Что касается увеличения количества транспортных средств, то темпы роста здесь действительно высокие. Но радует то, что наши граждане все чаще приобретают новые автомобили. Естественно, они лучше в техническом отношении, и проблем с ТО у них практически нет.
— Почему иногда берется двойная оплата за прохождение ТО? Имею в виду дополнительные деньги за повторный техосмотр при выявленной неисправности? Не подталкивает ли это станции диагностики к нахождению все новых и новых “неисправностей”?
— Дело в том, что установлены единые тарифы на прохождение ТО для всех станций диагностики. Они определены постановлением Совета Министров N 34 от 12 января 2005 года. Для удобства автовладельцев цена складывается из стоимости ГТО в целом и стоимости повторной проверки в случае выявления неисправности. Во втором случае автовладелец оплачивает проверку только того параметра, по которому не прошел в первый раз. Однако надо помнить, что диагностическая карта имеет силу только в течение 20 дней. Если не прошли проверку выявленной неисправности за этот срок, то оплачивать и проходить ТО повторно придется полностью.
Что касается заинтересованности станций, то я не думаю, что такое возможно. Однако если где-то выявятся подобные случаи, то дайте знать: мы оперативно их рассмотрим и примем адекватные меры.
К тому же я не думаю, что сумма, которая взимается за ТО, настолько велика, чтобы подталкивать наших сотрудников к подобной предвзятости.
Она даже меньше той, которую придется заплатить на обычной СТО за диагностику автомобиля. Хотя мы проверяем все без исключения узлы и агрегаты, влияющие на безопасность дорожного движения. Этим, кстати, пользуются некоторые мудрые автовладельцы, приезжая на ТО по личной инициативе для проверки своего автомобиля по нескольку раз в год.
— Можно ли восстановить потерянные документы о пройденном ТО или придется проходить его по новой?
— Можно. Если автовладелец остался прежний, при восстановлении документов он получает отметку о прохождении ГТО без повторного заезда на линию. Для этого надо обратиться на ту станцию, где техосмотр был пройден, все данные по автомобилю находятся в компьютерной базе предприятия. Существует и второй вариант. Прохождение вами техосмотра может подтвердить наличие карты диагностики (зеленой карты).
— Бывает, что на станции диагностики обнаруживают неисправности, которые на обычной СТО не замечают. Почему?
— Не без гордости можно признать, что так действительно бывает. А все потому, что качество ТО заметно улучшилось. Раньше, вспомним, проверку автомобиля осуществлял сотрудник ГАИ на площадке, где нельзя было определить исправность сложных узлов, скажем, рулевого управления или тормозной системы. Сейчас же все проверяется только на специальных стендах. Пускай это дольше, зато есть гарантия безопасности.
— Сколько автовладельцев проходят ГТО с первого раза?
— Около 75 процентов. Но это средняя цифра по республике. В некоторых же регионах она не достигает и 50 процентов. Это говорит как об отношении автовладельца к машине, так и о техсостоянии автопарка в данной области или районе. И такие факты заставляют нас принимать меры для исправления ситуации.
Что касается повторной проверки, то мелкие неисправности можно проверять на площадке и без заезда на линию. Это касается, например, работы “дворников”, стоп-сигнала, фар (если дело только в перегоревшей лампочке). То есть речь идет о тех узлах, для проверки которых нет необходимости применять сложные технические средства. В целях более быстрого обслуживания автовладельцев мы рекомендуем на станциях диагностики применять такие методы.
— На устранение неисправности дается 20 дней, потом, если надо, еще 20. Можно ли проходить ТО бесконечно?
— Я не думаю, что серьезные люди будут этим заниматься. По нашим данным, более двух-трех сроков для прохождения ТО никому не потребовалось.
 То есть вы имеете право ездить повторно на станцию с одной и той же неисправностью как угодно долго, но смысла в этом я не вижу.
— Какая ответственность предусмотрена для тех, кто “покупает” техосмотр?
— Недавно я читал материалы одного судебного заседания в Минске, где рассматривались дела трех автовладельцев: они прибегли к подделке результатов прохождения ГТО. То есть этот вид мошенничества на сегодняшний день существует. Более того, по республике выявлено свыше 500 подобных фактов (только в Минске около 380).
Но мне все-таки до сих пор не понятно, почему люди идут на подлог. Например, приобрел человек свою “копейку” за 500 тысяч рублей. Послушался знакомого и “купил” ТО у мошенника за 50 долларов. В итоге на него наложено административное взыскание в 30 базовых величин (930 тысяч рублей). А это почти в два раза больше стоимости самой машины. Этих денег с лихвой хватило бы, чтобы сделать из авто “конфетку” и спокойно пройти техосмотр.
Хочу напомнить, что все данные по прохождению техосмотра находятся в компьютерной базе, и их легко проверить. Не следует забывать и то, что за повторное использование подделок может наступить и уголовная ответственность.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter