Грязные танцы

Как я продавалась в рабство

Как я продавалась в рабство


Блажь, конечно, но до поры до времени я была бессильна... Моя подруга Полина мечтала устроиться на работу за границей. Минск для нее был слишком маленьким, работа секретарши в небольшой фирме — слишком неперспективной, а местные ухажеры не обнадеживали обещаниями о «дольче вита» с домиком на Майорке. Красочные объявления о трудоустройстве в дальнем зарубежье с магическими нулями в строчке «з/п» действовали на нее гипнотически. Самое забавное, что род занятий, которым эти нули придется зарабатывать, интересовал ее постольку–поскольку. «Ты пойми, главное — это вырваться в мир! — делала ударение на последнем слове подруга за очередной чашкой кофе на моей кухне. — А там уже будет все: и достойный заработок, и молодые миллионеры, и встречи со знаменитостями...» В отличие от Полины я более скептично смотрела на сказку о Золушке. Так ли на самом деле роскошна жизнь «за бугром», как ее себе представляют наши девушки? Что на самом деле стоит за сладостными обещаниями работодателей из Турции, США, Голландии? Чтобы хоть как–то переубедить Полину, я решила проверить это на собственном опыте и... отправила по Интернету свое резюме одной фирме, которая искала танцовщиц и «девушек с приятной внешностью» для работы в Греции. Вот что из этого вышло.


Старт «карьеры»


Мой поиск работы занял от силы минут пять. Интернет, поисковик, ключевые слова «заработок», «за границу», ссылки, «клик»... и вот я уже читаю заманчивую вакансию на портале www.jobportal.by: «Артистическое агентство Fortuna приглашает на легальную работу танцовщиц, а также девушек приятной внешности в Грецию. Достойную оплату, безопасность, хорошие условия и помощь в оформлении рабочих виз гарантируем. Проезд в кредит, проживание за счет работодателя. Контракт, виза, страховка. 100% легально. Дополнительную информацию вышлем на письмо с резюме и фотографиями».


Далее шел контактный электронный адрес некоей Луизы, на который девушкам от 19 до 35 лет «без опыта работы» следовало выслать всю информацию о себе. В письме я написала, что танцевала раньше в художественном ансамбле (название выдумала), и прикрепила к нему три свои самые лучшие фотографии. Ответа пришлось ждать недолго. Луиза связалась со мной на следующий же день и мы по телефону договорились встретиться в кафе.


Собеседование


Прежде чем идти на встречу, я, будучи девушкой предусмотрительной, решила подстраховаться. Позвонила в милицию и попросила проверить, действительно ли существует данное творческое агентство и чем на самом деле оно занимается. Сотрудники правоохранительных органов заинтересовались этой информацией и, как потом оказалось... начали собственное расследование.


...Ко мне подошла полноватая женщина с небрежным макияжем, в распахнутой куртке с ноутбуком в сумке. Честно скажу, на меня она произвела впечатление прожженной «бандерши» — сутенера в юбке. Было в ее внешности нечто такое, что с ходу не вселяло доверия. Любезно поприветствовав друг друга, мы прошли к столику.


Луиза по–деловому тут же открыла ноутбук, а я недолго думая начала задавать вопросы. Что за агентство, где я буду работать, сколько мне будут платить, где я буду жить... Луиза подробно отвечала. Поселить меня должны были в одной комнате с шестью–семью девочками недалеко от бара или в нем самом. По уверениям Луизы, те пять девушек из Беларуси, которых она в январе этого года отправила на то же место работы, были в неописуемом восторге! Наш разговор выглядел как обычное собеседование, если бы не одно «но». Моими знаниями, умением, образованием, опытом работы в танцевальной сфере никто не интересовался. Никаких видеозаписей с моими выступлениями Луиза не требовала. Тогда я решила завести разговор о деньгах.


— Трудоустройство стоит 5.000 евро, — озвучила Луиза космическую цифру. Но видя недоумение на моем лице, тут же добавила:


— Вы не обязаны сразу же платить эти деньги! Можете отдать по частям за полгода. Хотя... Думаю, вам хватит и трех месяцев!


Еще бы, ведь всего лишь за танцевальный вечер мне пообещали 80 евро! А если буду заниматься консумацией — раскручиванием клиентов на щедрость, то получу и все 150!


Я решила плавно подойти к деликатному вопросу.


— Сейчас столько говорят о том, как молодые девушки попадают в сексуальное рабство... — не успела я закончить фразу, как Луиза тут же меня перебила:


— Ерунда это все! Никого ни в какое рабство не забирают. В вашем контракте есть пункт: «Сугубо без интима». И если вас вдруг заметит местная полиция за занятием проституцией, у вас будут большие проблемы.


Вся наша беседа о работе перемежалась рассказами Луизы о ее личной жизни. Она поведала мне, как сама якобы 8 лет проработала на консумации, как ее однажды изнасиловали арабы, как она дважды была замужем за иностранцами и теперь получает от них 400 евро. Вообще — упор на то, что мне просто жизненно необходимо выйти там замуж за иностранца! Это, по словам многоопытной дамы, помогло бы решить мне любые жизненные трудности.


Доверия к собеседнице и к «фирме», которая должна была стать для меня мостиком в роскошную жизнь, почему–то с каждой минутой оставалось все меньше. Поэтому мой вопрос о лицензии был, скорее, формальным. Ответ Луизы окончательно убедил меня в том, что агентство «Фортуна» далеко не то, за что себя выдает:


— Все документы вы увидите в Москве. Как только вам что–то не понравится, вы сможете в любой момент вернуться в Минск.


О том, что гипотетическая поездка в Грецию могла мне стоить жизни и здоровья, я узнала спустя месяц.


Ожидаемый финал


...Пассажиры самолета Минск — Москва неспешно ждали своей очереди на регистрацию, упаковывали чемоданы в герметичную пленку, прощались с родственниками, друзьями, любимыми. Женщина в темно–зеленом плаще нервно наблюдала за этой картиной: ее соседка по креслу опаздывала уже на 10 минут. Вроде бы обо всем договорились... «А вдруг что–нибудь сорвется», — не унимались беспокойные мысли в ее голове. Все–таки первый выезд в белокаменную в этом году. Раньше мотаться туда–сюда получалось чаще. За 4 года коммерческая деятельность дамы претерпела немало изменений. Иногда «товар» сам шел в руки, иногда приходилось поднапрячься, чтобы его найти и безопасно переправить заказчику. В лучшие времена бизнес приносил почти 700 долларов в месяц. Иногда, правда, приходилось довольствоваться и 200 у.е. Сейчас стало хуже. В газетах, на телевидении, радио, в Интернете — везде только и говорят о том, как избежать сексуального рабства, как безопасно устроиться на работу за границей, как не стать жертвой насилия... Как дальше работать в столь информированном обществе, непонятно... Вот и эту Дашу наверняка кто–то напугал, так неожиданно «соскочила».


...Появилась «завербованная» Виктория. Дальше все произошло молниеносно: подошли трое мужчин в штатском, предъявили удостоверения сотрудников милиции. Прозвучало твердое:


— Вы задержаны по подозрению в совершении преступления, предусмотренного статьей «Использование занятия проституцией третьим лицом, сопряженное с вывозом потерпевших за рубеж».


Луиза обреченно вздохнула — судя по всему, она давно предвидела такой финал.


— Разумеется, я не вправе раскрывать нюансы нашей работы, — комментирует старший оперуполномоченный по ОВД управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми ГУВД Мингорисполкома Сергей Городецкий. — Могу сказать, что следствие пока идет и ваша Луиза была задержана при попытке вывоза девушки в Канаду для занятия проституцией.


Как я и подозревала, никаких лицензий у «Фортуны» не оказалось. Ее деятельность признана полностью нелегальной.


Основной инстинкт


Интернет по–прежнему остается одним из самых удобных, оперативных и малозатратных способов найти работу. Но, к сожалению, сайты по трудоустройству, как правило, не берут на себя ответственность за достоверность информации, указанной потенциальным работодателем в вакансии. Конечно, не у всех есть возможность взять с собой на собеседование милицию, которая проверит, чем на самом деле занимается фирма вроде «Фортуны». Но у каждой девушки, которая собирается выезжать на работу за границу, должен в первую очередь срабатывать инстинкт самосохранения.


Самое элементарное, что можно сделать, чтобы обезопасить себя, это позвонить в департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел и узнать, есть ли у фирмы, с которой вы собираетесь сотрудничать, лицензия на трудоустройство белорусских граждан за границей. То же самое касается брачных и модельных агентств. Но стоит учесть, что департамент владеет информацией только о белорусских фирмах–посредниках.


— Если же вы трудоустраиваетесь самостоятельно, то будьте готовы к тому, что риск оказаться невольницей в каком-нибудь борделе у вас очень велик, — консультирует национальный координатор программы «Ла Страда» по предотвращению торговли людьми в странах Центральной и Восточной Европы Ирина Альховка.


Как только вы убедились, что организация имеет соответствующее разрешение, тут же требуйте заключения договора об оказании посреднических услуг, в котором должны быть четко прописаны обязательства сторон. Луиза пообещала, что все необходимые документы я получу в Москве. На самом же деле все они должны регистрироваться в департаменте Министерства внутренних дел нашей страны. Для работы за границей необходимо также получить рабочую визу государства, в которое вы выезжаете. Причем стоять в паспорте она должна до выезда из Беларуси. Так что трижды подумайте, прежде чем ввязаться в авантюру...


Справка «СБ»


В этом году более 30 человек обратилось в «Ла Страду» с просьбой о помощи после пережитого неудачного опыта устройства на работу за границей. Удивительно, но в основном трудоустраиваться им «помогали» родственники или хорошо знакомые люди. Страны, в которых наши граждане чаще всего оказывались жертвами сексуальной эксплуатации и трудового рабства, — Россия, Турция, ОАЭ, Израиль.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter